(История
заселения одного из районов
Мордовии)
Благие намерения и решительные действия по
воплощению их в жизнь часто приводят к неожиданным последствиям.
Заглянем в далекое прошлое.
В XVII веке усилиями духовенства и
правительства активно проводилось кре-щение иноверцев, проживающих
по Цне и Мокше. Это дело в среде проповед-ников
христианства всегда приравнивалось к подвигу и считалось занятием
бо-гоугодным, достойным истинного христианина.
Однако иноверцы часто встречали миссионеров
враждебно, они расценивали отказ от старых богов как предательство
заветов отцов, предвещавшее разного рода природные и житейские
бедствия (см. Крещение мордвы)
В 1654 году архиепископ рязанский Мисаил
обратился к великому государю, "благочестивому и христолюбивому"
царю Алексею Михайловичу с челобит-ной просьбой —
отпустить его в Шацк, Кадом, Тамбов и уезды
тех городов крестить мордву и татар. Челобитная была уважена; не
мешкая, архиепископ энергично взялся за дело. В Шацком и
Тамбовском уездах он успел окрестить более четырех
тысяч иноверцев. "А еще осталось в моем же владычестве в Шацком
уезде некрещёной мордвы двести пятьдесят дворов, а в них по
числу будет две тысячи с лишком человек, да в Кадомском
уезде пятьсот двадцать татарских и мордовских дворов, а по
числу будет четыре тысячи двести человек."

Деревня Ямбирно Шацкого
района, 2005 г. |
В начале 1656 года Мисаил пытался
обратить в право-славие те "тысячи с лишком человек", о которых он писал царю, но "мордва учинились сильны и непослушны и во крещение
не пошли". Четыре недели про-вёл архиепископ в селе Березове
на |
Цне, ожидая царского указа. Как только сын боярский
Козьма Алтухов привёз ему государеву грамоту,
проповедник вновь поехал к мордве, взяв с собой "дво-ровых" людей
из Конобеева. У деревни Ямбирной его встретила толпа
иновер-цев.
Более пяти сотен мужчин, вооруженных
топорами, копьями, луками со стрелами, дубинами и даже ружьями,
засели в срубах и клетях, готовые к решительной схватке со свитой
проповедника.
Мисаил не побоялся вооруженной толпы
и поехал вперед, намереваясь лично прочитать иноверцам указ царя.
Напав со всех сторон на свиту архиепископа, нехристи разогнали
"домовых" людей, оберегавших Мисаила. "А в то время был
снег глубок, от них, от мордвы было убежать немочно, а они все
гонят на лыжах с ружьем."

Река Цна у деревни Ямбирно, 2005 г. |
Встретив Мисаила, язычники
начали стрелять в него из луков, но и летящие
стрелы не испугали
проповедника, он не отступил и прочь не поехал.
Случилось непоправимое. Дер-зкий мордвин Гаре-чишка "устрелил"
архиепископа, ост-рая стрела прошла под сердце сквозь левую
руку. Сопро-вождавший Мисаи-ла Акиндин Бахол-дин
с трудом отбил |
у
толпы раненого, истекающего кровью архиепископа и довез его до
села Огло-мазова, где ревностный проповедник скончался по
воле божьей "в четверток на светлой неделе" (см.
рассказ В. Юрченкова "Нетерпение").*
Убийство миссионера грозило жителям
мордовских сёл по Цне немедленными и жесточайшими карами.
Без дознания и следствия всех их ожидали пытки и каз-ни, кнут и
колода.

Мордовские рыбаки на Ваде,
2003 г.
|
Спасаясь от
грядушего возмездия, мордов-ские семьи с
берегов Цны бежали без на-дежды на возвращение в дикие леса
к со-племенникам на Вад и Парцу, бежали, оставив
русским свои старые угодья "с рыбною и боровою ловлею и со всяким становым зверем, с болотом клюковным" Впрочем, подобные
благодатные места они надеялись найти и на новой стороне.
Таким образом, христианизация мордвы вызвала
массовое переселение язычни-ков, бегство, исход с прародины,
скрытое движение, не отражённое в исторических документах.
Предания о нём сохраняются в народной памяти, в легендах и
сказани-ях, сохраняются в особенностях говора населения в тех или
иных селах. |
В 60-х годах прошлого века зубовополянcкий
краевед-исследователь мокшанской истории Борис Евгеньевич
Смирнов записал ряд легенд в селениях по Ваду, в
которых рассказывается о первопоселенцах, основателях новых
деревень, о людях, пришедших с Мокши и Цны. В одной
из них говорится о том, что предки анаевцев раньше жили на Цне
у Шаморги, но когда их пытались "выкрестить", они убежали
через леса на Вад, где нашли новое, удобное для жизни
место. Дру-гое предание рассматривает этот процесс гораздо шире, в
нем называются пять братьев : Вилей, Парай, Полей,
Каргай, которые якобы основали пять селений, названных по
именам этих братьев Велезем, Паранза (Промзино),
Польдяс (Подлясово), Анаю (Анаево) и Каргаша
(Каргашино). Возможно, что это сказа-ние древнее первого.

Ф. Сычков "Переезд через
болото", 1907 г. |
Оценивая достовер-ность того или ино-го
предания, надо учитывать и то, что
рассказчики доволь-но свободно
распо-ряжаются фактами, поэтому легенды, "баснят", отражают только
общее содер-жание
события,
сох-раняют память
о нём в целом. В
деталях, в названиях мест, в именах героев пове-ствований у
разных сказителей бывают
отклонения, свои |
версии. Предания о пришельцах с запада, о
первопоселенцах, срубивших в том или ином месте первую избу,
сохраняются во многих мокшанских селах. Осно-вателями большого
мордовского села Салазгорь считаются Пахмос Копасов,
Ермадон Собанов и Пене Суктерман,
пришедшие в эти края с анаевской сторо-ны. Кстати, впереди этой
благословенной троицы (как говорится в легендах) шла свинья с
поросятами — эта деталь присутствует и в ряде других аналогичных
преданий.
70-летний "Каскань Акша"
поведал Б. Е. Смирнову свою историю заселения каргашинской
округи. В старину там скрывались от "христовой веры" беглецы с
кадомской стороны. Служилых людей из этого старого городка за
суровый нрав перебежчики звали "боярн пинет синь" (они боярские
собаки). Современные жи-тели мокшанских сел Журавкино и
Булдыгино помнят рассказы своих дедов о том, что некогда люди
пришли в эти края с шацкой или мещерской стороны. Среди них были и
русские : беглые крестьяне, скрытники, искатели лучшей доли.
Любопытен состав населения в старинном селе
Зарубкино. Там издавна живут вместе русские и мордва,
причем, на вопрос, какой народ основал это селение, сейчас
ответить очень трудно. Мордовская часть Зарубкина
называется "Мок-шень кура", а русская "Снавонь кура". "Снав" —
мокшанское название гороха, по-лучается, что русский участок села
называется "гороховым" ! Здесь мы сталки-ваемся с неправильным,
искаженным со временем произношением первоначаль-ного названия этой
улицы. Оказывается, в старину ее называли "Цнань кура", ("Цнинской
улицей"), так как построили ее беглецы с берегов реки Цны...

Ф. Сычков "В праздничный
день", 1928 г. |
Долгое время русс-кие переселенцы жили среди
морд-вы, вместе пахали и сеяли, вместе
выпо- лняли все
крестьян-ские дела, праздно-вали одни и те же праздники,
вместе были в лихие го-дины. Постепенно
они забыли некото-рые слова
родного языка, заменили их мокшанскими,
выра-ботали особое наре- |
чие, на котором общались друг с другом.
Чтобы показать особенности зарубкин-ского говора на "Снавонь
кура", приведем несколько примеров. Полвека назад на
"гороховой" улице жили две женщины : Ягорьс (тетя Анисья)
и Рузава Ленась. Первая получила свое прозвище из-за того,
что в разговоре она искажала, сокра-щала непроизвольно
словосочетание "я говорю". Оно у неё звучало так : "Я горь лофцонь
ямть ("я говорю, люблю молочную кашу"). В разговоре этих соседок
можно было услышать такие фразы : "Окаянный равжа сараэнь разбил
вярце сельмонят и в окошко латата" ("Окаянная черная курица
разбила верхнюю гран-ку и в окошко улетела"), "Гудорги большие, а
не цветут" ("Ботва картофеля большая, а не цветёт"). "Коршун
схватил цыплёнка и понёс на перпетненди ("... понёс на конец
огорода").
Чередуются мокшанские и русские слова слова
и в детской речи. Первокласcни-ца, рассказывая сказку "Три медведя"
говорит : "... пришли офты". Правильно по-мокшански надо было
сказать : "састь офттне".
В некоторых случаях зарубкинские женщины
одновременно использовали две усилительные частицы, например, на
вопрос "Ты уже высадила помидоры ?", Ягорсь отвечала :
"А
чего же ина !" Последняя частица созвучна русскому слову "иначе".
До середины XX века в селе сохранялась
своеобразная старинная женская одеж-да : широкие длинные темные
клетчатые юбки в сборку, светлые особого покроя кофточки, которые
носили навыпуск, поверх юбок, сохранялись пояса с кисточ-ками из
шерстяной пряжи. В целом, эта одежда напоминала мещерскую,
быто-вавшую в селах Земетчинского района Пензенской области.
Таковы некоторые следствия, связанные с переселением зарубкинцев с
"цнинской стороны".
"Рязанский" след встречается и в
Пензенской области. В соседнем Бедно-демьяновском (Спасском)
районе, например, один из оврагов у села Абашево
называется "Шацким" !
Вольные и невольные переселения на новые
места бывали и в более близкое к нам время. Можно сказать, что
люди всегда искали лучшую долю, уголки, где бы-ло бы все
необходимое для жизни, где никто не мешал бы жить : пытались найти
свою золотую мечту.
История нашего края пестрит рассказами о
переселениях и первопоселенцах. "Это было давно, — читаю я рассказ
Устиньи Андреевны Келаськиной, запи-санный студенткой
педагогического училища Ниной Кимайкиной. — Село
Покровские Селищи разрасталось. Давно уже были заняты все
свободные зем-ли, а число дворов все увеличивалось. У самого
решительного хозяина зароди-лась мысль вырубить лес, расположенный
неподалеку, раскорчевать вырубку, вспахать участок и на новом
месте построить дом".
Нужно сказать, что название новых поселений
и в нашем крае и в России в це-лом зависело от их основателей
— если их основывали помещики,
дворяне, то они часто давали им благозвучные названия типа
Отрадное, Никольское и т.п. Если же основателями были
крестьяне — и это хорошо показал А. Некрасов в своей
знаменитой поэме, — то они подчас присваивали им насмешливые и
уни-чижительные названия типа Смердовка, Голодовка и
т. д. Или называли их по имени основателя. Первопоселенцем,
основавшим Новые Выселки, был кре-стьянин по прозвищу
Бздун. Деревню так и назвали —
Бздуновка. Позже это название трансформировалось в более
благозвучное Боздуновка, а потом вооб-ще деревня
превратилась в казённое поселение с именем Новые Выселки. В 1862 году в
этом селе было 245 дворов и 1515 жителей. А в Зубовой Поляне
в те годы было только 15 дворов и 78 жителей.
Новые Выселки разрастались быст-ро, скоро и там крестьянам стало тесно.
С временем и они стали искать удобные места и строить
новые деревеньки.
Население Спасского уезда, к которому
тогда относилась Зубова Поляна и ок-ружающие деревни,
увеличивалось довольно быстро. Этот процесс в конце XIX века оно
характеризовался следующими цифрами. На каждые 10 000 населения в
среднем рождалось 556 младенцев, а умирало 366 человек. Самая
высокая рож-даемость в прошлом веке наблюдалась в Анаевском
приходе — там рождалось ежегодно 87 младенцев на каждую тысячу
селян, но в том же приходе была и са-мая высокая смертность (около
50 человек). Из большого количества младенцев выживали,
естественно, самые крепкие, самые здоровые. По десятой ревизии
на-селения (1857 г.) в Анаевской, Ачадовской и
Зарубкинской волостях семья в среднем состояла из 9
человек (см. статистику
2003-2004 гг.)
На карте уезда появляются всё новые деревни
: Васильевка,
Аким-Сергеевка ("Боцянь кужа"), Чапаевка (Могиловка),
Исаевка. Подобный отток населения происходил и из
соседнего старинного села Зарубкино, выходцы из которого
ос-новали села и деревни Каргал, Сбродовку,
Красавку, Свинолуповку ("Первое мая"), Дмитриевку.
До наших дней покойников из этих селений хоронят на ста-ром
зарубкинском кладбище. В прошлом между "материнскими" и
"дочерними" поселками сохранялись тесные хозяйственные связи. На
лугах у деревни Дмит-риевка летом паслось зарубкинское
стадо, сельские доярки ходили за десять ки-лометров доить коров.
Молоко во флягах опускалось для хранения в холодную воду реки
Лундан, к тому же, как гласит народная молва, в молоко пускали
жи-вых лягушек — чтобы оно дольше не скисало.
Землю, луга, пастбища издавна распределяли
по братскому договору, не обижая ни старожилов, ни новоселов.
Каргальские участки добротной пашни имелись не только рядом с
деревней, но и в зарубкинской стороне, там, где к селу подхо-дили
черноземы. Были, правда, и столкновения на межах, "войны" между
селами из-за лугов и других угодий, но эти явления в нашем районе
были редкими.

Ф. Сычков "На базаре",
1932 г. |
Приведем ещё не-сколько примеров перемещения
сель-ских жителей в ми-нувших веках. Зна-чительное увеличе-ние числа
жителей в деревеньке Зубова Поляна произошло в 1854 году.
Из села Кошелёвки Спас-ского уезда (ныне
Беднодемьяновско-го) на берега Пар-цы
самовольно пе-реселились 22
семьи Новоселов привле-кала не пахотная зе- |
мля, которой здесь было очень мало, а рыбная
река, вековые, богатые дичью, ягодами и грибами леса, пойменные
сенокосные луга и большая дорога, откры-вавшая пути во все
стороны.
В 1874 году из Пичпанды уехало
несколько семей, решивших построить на но-вом месте дома и
раскорчевать окрестные леса под пашню. Место выбрали к се-веру от
Ширингушей неподалеку от Вада. Когда-то, по
рассказам ширингуш-цев, там располагалась столица мокшанского
княжества, были "городки", на мес-те которых находили старинные
вещи. Несколько столетий этот лесной уголок был безлюдным и только
в указанном году здесь вновь зазвучали голоса новосё-лов.
Деревенька получила три разных названия : Лямбур,
Жуковка Никольская и Юдовка, по имени
организатора переселения пичпандинцев на новое место.
Заметим, кстати, что определение "новое" не
всегда отражает возраст селения, понятие это относительное. Мы не
можем назвать село Новое Бадиково моло-дым, так как из
документов известно, что первая церковь там была построена в 1755
году, оно ново и молодо по отношению к Старому Бадикову,
которое су-ществует, вероятно, с домонгольских времен.

Ф. Сычков "У горки",
1910 г. |
Большинство мор-довских
сёл не име- ло
владельцев и, следовательно, не знало крепостного права. Многие из
них располагались на месте древних се-лищ, и фактически они гораздо
старше дат упоминания о них в русских лето-писях. Например,
в переписных книгах Кадомского
уезда |
за 1641 год есть данные
о селе Промзине, в котором было 34 двора, а впервые это
село упоминается в 1539 году. Ряд сёл упоминается в донесениях,
связанных с Разинским движением (1667-1670) : Ачадово,
Журавкино, Зарубкино. В лес-ных чащах встречались
майданы, буты и другие мелкие поселения, отдельные дворы,
обитатели которых в течение столетий вели почти первобытный образ
жизни. Следы их расположения исчезли, а люди частично
переселились в со-седние сёла.
Но есть одна принципиальная разница между
движением населения в прошлом и в XXI веке. В старину люди строили
родственные селения поблизости от ста-рых, обжитых мест. Многие
жители нашего края говорят так: "Сирь Велезем эзда севфтям"
— это мокшанское выражение в свободном переводе по-русски озна-чает
: "Мы выходцы из Старых Селищ", т.е. мы одного рода, мы
братья, соседи, друзья. История подтверждает справедливость
сказанного.
В любой округе есть свое "сире веле" — свой
центр расселения мокши. Как пра-вило, рядом с ним ученые находят
могильники Х-ХV веков — несомненное до-казательство древности
данного села.
А.
Прохоров, краевед,
по материалам книги "Зубова Поляна" и публикации
в районной газете "Время и жизнь" от 26 апреля 2003 г.
____________________________________________________
*
Мисаил был погребен в рязанском
Архангельском соборе. До сих пор под его гробницею
сохра-няется архиерейская мантия, пробитая стрелами и с
заметными пятнами крови
|