История становления системы образования района в XVIII-начале XX века > Зубова Поляна (Республика Мордовия)

   
Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе

Администрация
Депутаты района

Деловая жизнь
Культура и

образование

Здравоохранение

Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

English

Français

Об истории школ района и о знаменитых выпускниках на сайтах школ

А. Прохоров. Рисунок из книги "Зубова Поляна".

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗУБОВО- ПОЛЯНСКОМ РАЙОНЕ В  XVIII - XX ВЕКАХ

Первый учитель в Шацкой провинции

2 сентября 1746 года в канцелярию Шацка явился некто Тимофей Анисимов. Он предъявил свидетельство Московской цифирной школы о том, что он обучался в ней 7 лет и имеет право преподавать арифметику и другие науки. Принял его полковник Сухотин и сурово спросил, подлинное ли свидетельство, не фальшивое ли оно. И хотя Анисимов был уже немолодым человеком с семьёй после окончания школы в 1727 году он 19 лет прожил в чужой избе в Подмосковье, работая учителем, полковник, не дожидаясь ответа, приказал заковать Анисимова в две большие колодки и содержать под караулом. Услуж-ливые канцеляристы единогласно признали документы несчастного учителя фальшивыми. Сухотин разгневался и велел допросить просветителя с пристрас-тием под батогами.

Несмотря на жгучую боль, пожилой учитель стоял на своём : что он не беглый и не крепостной и что свидетельство его подлинное. Двадцать недель продержали его в тюрьме, дважды жестоко пытали, грозили сослать на каторгу. Чиновники в России всегда были корыстолюбивыми, вот и Сухотин хотел записать Аниси-мова с семьёй в собственные крепостные крестьяне.

Однако горемычный школяр был человеком не без характера. Он много чего видел на своем веку и самое главное — умел читать и писать. Решив бороться до конца, учитель украдкой посылает письмо к дворянке Челищевой с просьбой записать его в  её  дворовые  на основании "Указа о засвидетельствованной сво-боде относительно избрания места жительства". Челищева вступила в тяжбу с Сухотиным и выиграла её. Пока тянулось это дело, освобожденный Анисимов зарабатывал на жизнь в Шацке уроками.

А. Морозов "Сельская бесплатная школа", 1865 г.

Таким образом, он стал первым и на то время единствен-ным патентован-ным просветителем огромного края. Та-ким образом, дома-шняя школа Тимо-фея Анисимова бы-ла высшим и един-ственным учебным заведением Шац-кой провинции, в состав которой  вхо-дили  тогда  зубово-

полянские земли. Можно сказать, что первый учитель, первый просветитель Мещерского края начал свою деятельность на нашей земле 250 лет назад (рас-сказ "Учитель из Шацка").

В середине XVIII века начали создаваться первые церковные школы для обуче-ния молодых людей «книгочтению, пению и писать в твердость». Учителям по-лагалось обучать школьников не только грамоте, но и честному житию, страху Божьему, «понеже грамота без страху Божия есть не что иное, как безумному мечь...».

По инициативе великого русского поэта Г. Р. Державина, сидевшего губернато-ром в Тамбове, 1 января 1787 года открылось малое училище в Шацке, в кото-ром числилось 24 ученика. Единственным учителем той школы был некто Про-топопов.

Школы уезда в XIX веке

Н. Богданов-Бельский. "У дверей школы", 1897 г.

В начале XIX века просвещением Мещерского края занимался епи-скоп Иона. В 1812 году он пове-лел ввести в учебную программу Тамбовской семинарии мордов-ский (мокшанский) язык, так как многие выпускники семинарии в дальнейшем служили в храмах мок-шанских сел. Одновременно нача-лась работа по созданию первых русско-мокшанских словарей и грамматики. Семинаристы, а сре-ди них были выходцы из мордов-ских сёл современного Зубово-По-лянского района, должны были собрать и изложить по-русски све-дения о родном языке, «чинить пе-реводы» церковных текстов на местные наречия. Эти материалы позволили впоследствии профес-сору Тамбовской семинарии ма-гистру Павлу Орнатову составить первую грамматику мокшанского языка, которая была издана в Мо-скве в 1838 году.

Однако большая часть населения оставалась неграмотной, хотя пот-ребность в образованных людях ежегодно возрастала. И  церковное

ведомство, и правительство, а позднее и сельские общины начали создавать различные начальные школы, но процесс просвещения края шел медленно.

В 1868 г. в Спасском уезде было только 11 школ, в 1880 г. их стало 22 (однако, в 39 селениях Спасского уезда, в том числе и в Зубовой Поляне, не было ни госу-дарственных, ни церковных, ни частных школ).

Н. Богданов-Бельский. "Ученицы", 1890-е гг.

И в начале 80-х годов XIX века грамотные и учащиеся  среди муж-ской части населения составляли только 7%, а среди женщин их бы-ло менее 1%.

В эти же годы строительство но-вых школьных помещений прод-должалось. В Ачадовской школе, построенной в 1877 году,  была 1 классная комната, тёмная и холод-ная. Обучались в этой школе 50 учеников (отдельное деревянное здание для начальной школы бы-ло построено только в конце 1920-х годах). В 1887 году строит-ся школа в Мордовском Пимбуре, в 1898 году — в Зарубкине. Все эти населенные пункты были и старше, и гораздо крупнее Зубовой Поляны.

Наиболее крупная школа минис-терства    народного   просвещения

работала в Зарубкине. Любопытно соотношение учащихся по половому  призна-ку. В первый  класс в Зарубкине в 1900 г. было принято 52 мальчика и 1 девоч-ка, в школе в  Анаеве обучалось 11 мальчиков и 6 девочек, в школу в Новых Выселках было принято 20 мальчиков и 5 девочек.

В 1893 году была открыта смешанная церковно-приходская школа в Покассах.

В Жуковке школа была открыта в 1909 году. Инициатором была местная жи-тельница, крестьянка, Сафаева Акулина Фёдоровна, которая дала согласие от-крыть школу в своём доме. Она же согласилась и учить детей, хотя сама плохо владела грамотой и письмом. И каждое утро в «школу» стали приходить дети в возрасте 8-14 лет. Мальчиков было больше. Вот как позже вспоминал эту учёбу Тюркин Константин Филиппович : " Мы приходили утром и садились за сто-лы. Акулина Фёдоровна показывала нам буквы. Мы их писали печатным шриф-том и тут же по многу раз повторяли их в слух. Буквари уже были, но не у всех, да и по ним мы почти не занимались. Акулина Фёдоровна заставляла нас учить наизусть молитвы. Иногда к нам приходил из Ширингушей батюшка, так как в селе церкви не было. Мы его встречали стоя и пели гимн "Боже царя храни" и молитвы. Батюшке это нравилось, и он отпускал нас домой. В школу ходили не всегда — кому когда хотелось, так как там было скучно, надоедали молитвы, и мы убегали. Выходит, мы оставались неграмотными".

Самой крупной церковно-приходской школой в Спасском уезде была Ачадов-ская — в ней учились 53 ученика. В Покрово-Селищенской — 35 учеников, в Вадово-Селищенской школе церковного ведомства занимались 28 детей.

Зубовополянцы помнят имена учителей и  руководителей различных учрежде-ний системы образования, работавших в те годы. Анаевским образцовым двух-классным училищем заведовал С. Ф. Чигин, а учителем работал М. Н. Осичкин. В школе в Зарубкине аналогичные  должности занимали О.С. Прокопшева и А. П. Лебедев. В Новых Выселках школой заведовала А. А. Уланова, а законо-учителем был священник М. Т. Вихров. В Ачадовской школе трудились А. И. Муратова, Н. А. Новочадов, А. Ф. Григорьева. В Дубасове учительствовал П. А. Кутуков, в УмётеВ. П. Ботов и А. В. Купленский.

Становление школьной системы района в XX веке

А. Степанов. "Приезд учительницы в деревню", 1914 г.

В будущем район-ном центре строи-тельство земской школы велось в 1911-1912 годах. До этого в деревне не-которое время суще-ствовала маленькая школа, содержавша-яся жителями на собственные средс-тва. Первой учите-льницей в Зубовой Поляне была Ма-рия Ивановна  За-бозлаева.

Жалованье учителям в Спасском уезде на рубеже веков выдавалось за счет зем-ских средств. Лицам со специальной педагогической подготовкой устанавливал-ся неизменный оклад в 336 рублей в год. Квартира в большинстве случаев для учителей выделялась бесплатно. Сельские общины обязаны были обеспечить школы мебелью, топливом, проводить ремонт помещений.

Ликбез в мордовской деревне. Из архивов Мордовского краеведчес-кого музея, 1920-е годы.

В 1911 году был принят закон о все-общем обучении. В том же году состо-ялся Общеземский съезд по народному образованию, деле-гаты которого при-знали начальное обучение делом неотложным, а обя-зательность его — желательной.

Первый Всероссийский съезд по народному образованию, который проходил в конце 1913-начале 1914 гг., подтвердил требование о единстве системы образо-вания, о введении всеобщего обучения, о светскости образования — положения, которые были претворены в жизнь лишь после революции 1917 года и граж-данской войны.

Ученицы Какуевской школы Екатерина и Анаста-сия Кутуковы с гармонистом Иваном Арзамасце-вым. Фото ориентировочно 1933 г.

Революция 1917 г. сломала и пе-рестроила былую систему образо-вания. В Советской России соз-давалась единая трудовая школа с 9-летним сроком обучения, раз-деленная на две ступени. Все пре-жние учителя должны были прой-ти краткосрочные курсы перепод-готовки в Спасске, одновременно набирались новые наставники де-тей из рабочих и крестьян.

Набрать учителей даже для началь-ной ступени обучения в мордовс-ких школах было нелегко, так как грамотность населения во всех мо-кшанских селах и деревнях  была очень низкой.

Об этом свидетельствуют перепи-си населения. Так, по данным пе-реписи 1926 года в Беднодемья-новском районе (бывшем Спас-ском уезде) в целом грамотность среди русских достигала 28%, а среди   мокши   и  мещеры  грамот-

ными были только 20%.  Примерно такие же показатели были и в отдельных населённых пунктах.

Ф. Сычков. "Школьница-отличница",
1934 г.

В крупном, старинном селе Ачадове на-считывалось более 2 000 жителей, из них грамотными были 428 человек (около 19%). В Булдыгине, численность населе-ния которого была немного меньше, чем в Ачадове, грамотными были 229 мужчин и женщин (приблизительно 11%).

В селе Зубова Поляна и на одноимённой станции процент грамотности был выше,  чем в соседних мокшанских селах. Из 867 жителей села читать и писать умели 443 человека (51%) : на станции из 37 мужчин грамотными были 27 (72%), а из 29 про-писанных там женщин — 16 (55%).

Эти цифры, впрочем, примерно соответ-ствуют данным по грамотности в целом по  России  и  среди  других  "инородцев",

как тогда называли всех нерусских — чувашей, черемисов (марийцев) и других.

Ученики Зубово-Полянской средней школы с учителями (слева на-право) : Дунаевым (военрук), Ивановым Е. П. (завуч), Фроловой Т. Ф. (немецкий), Наумовичем А. М. (география), 1948. Из архива А. Наумо-вича.

После революции, особенно в конце 20-х годов, на по-вестку дня в стране встал вопрос ликви-дации неграмотно-сти "как позорнго наследия прошлого", поэтому проблемы школьного строите-льства и всеобуча постоянно обсужда-лись на заседаниях Зубово-Полянского райсовета, создан-ного в   1928 году. Так, в протоколе от 13 июня 1931 года записано  :  "Слуша-

ли доклад инспектора ОНО т. Горшкова. Постановили — открыть школы при станциях Известь и Свеженькая, в посёлке Ясная Поляна, в селе Промзине.

Бабина, учительница из Мордовского Пимбура. Фото Г. Бокарева, 1972 г.

Капитально отремонтировать школьные здания в Старой Поть-ме, Подлясове. Открыть в Ачадо-ве одну группу ШКМ" (школы кол-хозной молодежи)."

В протоколе от 17 февраля 1931 года сообщается, что, "выслушав доклад заведующего школой тов. Чумакова о работе Зубово-Поля-нской ШКМ, президиум районного Совета отметил : Зубовская шко-ла колхозной молодёжи находится в стадии организационного офор-мления. Укомплектована недоста-точно. Наспех проведено укомп-лектование слушателей курсов жи-вотноводов и колхозных счето-водов. Школа не имеет агронома".

Как бы то ни было, у учеников вы-бора в школах не было, и педагоги в этом учебном заведении стара-лись — конечно, в меру своих зна-ний и умений — работать добро-совестно, и многие молодые люди "получили путевку в жизнь".

В татарской Горенке школа открылась ещё до революции 1917 г., она находи-лась в местной мечети. Занятия в ней проводил мулла, и обучались в ней только мальчики. Наряду с русским языком, арифметикой, историей России, некоторы-ми естественными дисциплинами изучались арабский язык, толкование сур Ко-рана. В 1919 году в мечети была открыта начальная школа для всех детей.

Морд-Полянская школа, вторая половина 20 в. Ограда школы соору-жена из металлических пластин — отходов производства Зубово-Полян-ского завода радиодетелей.

В Свеженкой шко-ла открылась 1 сен-тября 1920 года. Это было небольшое зда- ние, сооружённое из старых шпал, в нём находилось 3 небольших стола и несколько скамеек, на которых могли сидеть 20-25 учащи-хся. В этом помеще-нии занимались де-ти 1-4-х классов, ос-тальные ездили учи- ться в соседнее Па-шково.  В 1921 году было построено зда-

ние клуба, в приделе которого разместили начальную школу на 40-50 учащихся. Первой заведующей этой школой была Григорьева Татьяна Васильевна. Одна-ко в 1929 году клуб-школа сгорела. В школу превратили дом Новиковых. В мае 1949 году было начато строительство 7-летней школы. Возглавлял строительство начальник Зубово-Полянского лесоучастка Ионов М. П. Строительство велось быстро, к сентябрю 1949 года закончилось. Крышу крыли щепой, когда уже нача-лись занятия. К зиме сложили печи. Разбросанные к тому времени по несколь-ким домам классы были теперь сосредоточены в одном здании. Но заниматься приходилось в две смены, т. к. учеников было много — в каждом классе человек по сорок. В 1956 г. в посёлке построили интернат для учащихся из соседних деревень. Но поселяли в нём только детей из многодетных семей. В 1957 году было построено ещё одно учебное здание, и школа получила статус десятилетки.

В 1936 году школы колхозной молодёжи были преобразованы в средние школы. Директором такой реорганизованной школы в Зубовой Поляне был назначен Николай Иванович Шеляков.

Учителя Зубово-Полянской средней школы (слева направо). Верхний ряд : Наумович Н. И., Умнова И. В., Тимошенкова В. П., Пономарёва О. И. Нижний ряд :  Белякова Л. Н., NN, Балашова Р. Д., 1953 г. Из архива А. Наумовича.

Стабильного педа-гогического коллек-тива не было, учи-теля часто менялись, одни и те же специ-алисты преподава-ли и в открывшемся в 1932 году педучи-лище, и в школе, что, разумеется, не могло не сказывать-ся на качестве пре-подавания.

В такой же  стадии «организационного оформления» в 1932 году находилось и педагогическое учи-лище,  на работу ко-

торого влияли не только объективные трудности, с которыми сталкивалась инду-стриализующаяся страна, но и такие субъективные, как репрессии, коснувшиеся не только преподавателей, но и студентов (см. историю педучилища).

Ученики Зубово-Полянской средней школы на занятиях фотокружка с учителем Наумовичем А. М., 1959 г. Из архива А. Наумовича,

Основные школы района постепенно прошли все этапы изменений и преоб-разований, происхо-дивших на ниве просвещения после революции : земс-кие училища стано-вились школами пе-рвой ступени,из них рождались ШКМ (школы коммунисти-ческой молодёжи), которые в свою оче-редь, были преобра-

зованы в неполные средние. В 1930-х годах  были созданы три средние школы : в 1934 году в селе Анаеве, а 1937 году — в Ширингушах и Зубовой Поляне. Каждая из них была центром просвещения всей прилегающей территории и сы-грала огромную роль в жизни населения окрестных сел.

На уроке географии, 1970 г. Из архива А. Наумовича.

В Анаевскую зону входили Каргаши-но, Вадовские Се-лищи, Промзино, Подлясово и другие более мелкие насе-ленные пункты. При школе было общежи-тие, которое распо-лагалось в доме, ко- торый раньше при-надлежал «кулакам» Поповым, пришко-льный участок, ого-род, сад. В подсоб-ных помещениях де-ржали  коров, лоша-

дей, свиней. Вся полученная продукция использовалась для питания учащихся. В том же году началось строительство нового школьного здания, в котором участ-вовали жители окрестных сел.

Учащиеся Зубово-Полянской средней школы совершают велопоход в Пензу под руководством учителей Наумовича А. М. и Кочемасова Г. Ф., 1962 г. Из архива А.Наумовича.

Как было тогда при-нято, строительст-вом руководил не профессионал–стро-итель, а сам дирек-тор школы Николь-ский С. П.

В Ширингушской  средней школе учи-лись не только по-селковые дети, но и юноши и  девушки из Жуковки, Ста-рого и Нового Ба-дикова, Киселев-ки. Только позже во многих этих дерев-нях появились свои средние школы.

 

Ширингушский интернат : старшая пио-нервожатая Валентина Чудайкина и пред-седатель совета пионерской дружины Шу-мбасов Коля, 1967 г.

Нелегким был путь к знаниям для многих учащихся Зубово-Полянской средней школы. Каждое утро — и в осеннюю не-погоду, и в зимнюю стужу — спешили они на уроки из Потьмы, Ясной Поляны, Но-вых Выселок, Умёта, с многочисленных лесных кордонов, проходя в одну сторо-ну 4-12 км. Или поселялись в райцентре у родственников, знакомых. Позже здесь для тех, кто, окончив неполные средние школы ("семилетки"), продолжал обучение в Зу-бово-Полянской средней школе, было выделено здание, в котором организован интернат, находившийся между нынешни-

ми Домом быта и Сбербанком (в настоящее время не существует). Подобный интернат был организован и в Ширингушах, в котором жили дети не только из соседних деревень, но и из других районов Мордовии (рассказ о жизни в ин-тернате его воспитанницы).

Цукаркова С. А.

Отдельная и особая глава в истории школ района, ко-торую ещё предстоит обстоятельно изучить — период Великой Отечественной войны. В эти годы многие учителя-мужчины ушли на фронт, и в школах работали женщины. Софья Александровна Цукаркова в годы войны была директором Старо-Бадиковской школы. Она вспоминала : «Во время войны школа имела боль-шой пришкольный участок, где выращивали картофель, сеяли пшеницу, рожь. Все выращенное сдавали государ-ству. В нашем селе для эвакуированных детей-сирот  был  открыт детский дом на 100 мест.  Дети учились в

нашей школе. Женщины-учителя старались приласкать, поддержать их доб-рым словом. Были и такие, кто забирал сирот в свой дом, их удочеряли и усы-новляли.»

Байлер В. П.

Одним из воспитанников детского дома, спасённых на зубово-полянской земле, был Байлер Василий Петрович. Его родной город в одной из западных областей Советского Союза был разрушен. Беспризорных детей увезли в тыл, сначала в Витеб-скую область, но после бомбежки отправили в Мордовию в Темниковский детдом. Оттуда он сбежал. Был задержан и на-правлен в Ширингуши, где его определили в сапожную мас-терскую. Осенью был открыт детдом в Старом-Бадикове. Ди-ректором детдома был Основин. Подросток Василий был  по-мощником   воспитателя  Д. Ф. Сурдина.  Затем  закончил ФЗО

(фабрично-заводскую школу) в городе Молотове (Пермь), получил специаль-ность штукатура-маляра и вернулся в Ширингуши.

Школьники Свеженькой,  1943 г. Из архива Васяевой Р.М.

Районный отдел об-разования, наряду с обычными учебны-ми и воспитатель-ными, ставил перед коллективами школ также задачи, нап-равленные на по-мощь фронту и обе-спечение жизнедея-тельности в услови-ях войны. В основ-ном это были меро-приятия по органи-зации трудовых от-рядов для работы в  колхозах и агитаци-онная  работа  среди

населения (см. приказы отдела образования (роно) военного времени). Си-лами учителей, учащихся и их родителей организовывался ремонт школ, учебно-наглядных пособий, заготовка и подвоз топлива.

Учительских кадров не хватало, учителями становились бывшие выпускники. Людмила Николаевна Андреева (Белякова) закончила школу в 1941 году. "После выпускного вечера мы пошли встречать рассвет, — вспоминает она, — сидели на берегу Парцы. А утром — война ! В августе 1941 года меня вызывает директор школы и говорит :  "Будешь работать учителем !"  Возражать было бесполезно — так было надо. Работала и одновременно училась в педучилище. На фронт меня не взяли, так как учить детей было некому. После уроков про-водила агитационно-массовую работу среди населения : знакомила людей с си-туацией на фронтах и в мире. Сколько слёз выплакали женщины на моих плечах! Также вместе с учениками выполняли посильную работу в госпитале в 1941 году: ухаживали за ранеными бойцами, писали письма их родным, ставили концерты. Платой за труд были улыбки раненых бойцов."

Почётная грамота-свидетельство о присвоении звания заслуженно-го учителя МАССР Наумовичу А. М., 1970 г.

Закончилась война, на-чалось востановление страны. Учителей по-прежнему не хватало. Алексей Матвеевич Наумович, также под-ростком  эвакуирован-ный в Мордовию из Белоруссии, успел вы-расти, побывать на фронте, вернуться пос-ле ранения, закончить учительский институт в Темникове, готови-вший учителей по уско-ренной 2-х летней про-грамме (позже он зако-нчил московский инст-итут), начать работать.

Упорно учились и по-слевоенные дети. Оле-нин С. Д. вспоминает : "Даже в начале-сере-дине 50-х годов  у нас (Почтовый переулок, 22), как и у многих дру-гих, несколько лет «на квартире» жили уче-ники старших (9-10-х) классов из Умёта и Крутца. В их посёлках не было полных сред-них школ.Это были де-

ти друзей или хороших знакомых семьи. Жили и парни и девушки, иногда сразу по 2-3 человека. Еду в русской печке им готовила моя мать. За проживание пла-тили небольшие даже по тем меркам деньги. На воскресенье они, как правило, уезжали домой, возвращаясь с продуктами и чистым бельём. Иногда проведать детей приезжали их родители. Большинство из них впоследствии получило среднее специальное или высшее образование."

Учителя восьмилетней школы перед Первомайской демонстрацией около школы. В последнем ряду в шляпе — директор школы Кочемасов Григорий Фёдорович, участник ВОВ. В центре в первом ряду — завуч Ларикова Анна Михайловна, конец 1960-х гг. Из архива Лариковой А.М.

Учителя зубовополянских школ на республиканском учительском турслёте в Сабаеве. На переднем плане справа – Прохорова Л. А., учитель биологии и ботаники. Слева со стаканом – Прохоров А. А., учитель географии и рисования, 1973 г. Из архива А. Наумовича.

Вспоминает Прохо-рова Лидия Алек- сандровна: "В нача- ле 1960-х годов в по-селке была одна большая средняя школа. Занимались в 3-х деревянных от-даленных друг от друга зданиях, что было очень неудоб-но. В 1963 году шко-ла была разделена : на среднюю и "вось-милетку". Восьми-летняя школа оста-лась в деревянном двух-этажном зда-нии (позже оно бы-ло снесено и на его месте был  постро-ен торговый центр)

Возглавляли школу директор Григорий Фёдорович Кочемасов и завуч Анна Ми-хайловна Ларикова, в будущем заслуженный учитель школы РСФСР. Они мно-гое дали нам, тогда молодым учителям, в профессиональном смысле. Коллектив учителей был дружный и очень энергичный. Своими силами построили учебные мастерские, кинотеку. С учащимися ежегодно ездили на экскурсии, ходили в по-ходы ...

Выпускники 8 "Г" класса Зубово-Полянской 8-летней школы с учи-телями. Первый ряд (слева направо) : Данькова М. С., Гудожникова Л. П., Шипицин А. П.  Второй ряд : Прохорова Л. А.,  1966 г.  

Время шло, посёлок разрастался. Для на-шей школы было по-строено типовое 2-х этажное здание. Число учащихся уве-личивалось, и с 1988 года «восьмилетка» стала средней шко-лой № 2. Традиции, заложенные педаго-гами старшего по-коления, получили дальнейшее разви-тие. Сейчас в  шко-ле № 2 более 500 учащихся.    Коллек-

тив педагогов заметно помолодел, более 15 лет его возглавляет Заслужённый учитель Мордовии Наталья Владимировна Балашкина. Многие годы завучем в школе проработала Заслуженный учитель Мордовии Бабина Нина Александ-ровна.

Выпускники 10 "А" класса Зубово-Полянской средней школы вместе с учителями и директором школы Шумкиным Николаем Григорье-вичем, 1968 г.

В школе работают учителя высшей ка-тегории : заслужен-ный учитель Мор-довии Т. Г. Ларико-ва,  Е. М. Беляева, В. Ф. Медведева, А. Н. Бычкова, Л. А. Головина, Л. И. Мо-исеева, В. П. Браги-на, М. Л. Перестен-ко. В коллективе не-мало опытных учи-телей : Р. П. Кузне-цова, В. М. Дубров-ская, В. В. Карцев.   С них берут пример

молодые педагоги Н. В. Слезкина, С. К. Телюшина, С. И. Адайкина, Е. Ю. Чек-марёва и другие. Мужчин в коллективе мало, но все они творческие и деловые люди. Это В. С. Филичкин, О. Г. Чикарев преподаватели истории и общест-воведения, Е. А. Соколов и С. Д. Михеев преподаватели труда, В. А. Дашкин и А. И. Капустин преподаватели физкультуры." (2000 г.)

Праздник знаний  в школе № 1 1 сентября 1991 г.  Зубова Поляна. Фото С. Шевченко.

Много заслуженных учителей работало и в средней школе номер один. Одна из них Хрунина Галина Архиповна, заслуженный учитель РСФСР. Её учитель-ский стаж — почти 50 лет.

В настоящее время перед учителями района стоит важная задача — в условиях постоянно ведущейся реформы российской школы создать условия учёбы для де-тей, отвечающие вызовам времени : освоить новые информационные техноло-гии, создать для среднего и старшего звена учащихся профильные классы, ос-воить новые методики и методы обучения и воспитания, позволяющие им ус-пешно сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Директор зубовополянской школы № 1 Кислякова Л. С. (Чистякова), выпускница школы 1966 г, с кол-легами на празднике 90-летия школы, 1998 г.

Одна особенность района (а имен-но наличие системы пенитен-циарных колоний) накладывает особый отпечаток на районную школьную систему (в прошлые де-сятилетия школы колоний подчи-нялись своему управлению, но с недавнего времени входят в рай-онную систему). Так, одна из школ района совершенно необычна не только для района, но и для рес-публики. Она расположена в по-сёлке Парца и находится при ис-правительной колонии № 14. Учатся в ней только молодые жен-

щины в возрасте 18-25 лет. Все они отбывают наказание за преступления. При-чём, добрая половина учениц ВИЧ-инфицированные. Большинство из нахо-дящихся в колонии осуждённых раскаиваются в содеянном и надеются вернуться в общество исправившимися и никогда больше не ступать на путь правонаруше-ний. И первым шагом в исправлении для них может стать учёба в школе и по-лучение аттестата. Тем более, что и учителя, и руководство колоний (учрежде-ние ЖХ-385) делают для этого всё возможное, например, в 2004 году школа получила новое удобное помещение.

Адрес школы для потенциальных спонсоров и филантропических организаций : 431110 Мордовия, Зубово-Полянский район,  пос. Парца, колония № 14, директор школы (администрация колонии).

Есть и другие особенности школьной системы района начала XXI  века, связан-ные с катастрофическим уменьшением населения.

По материалам книги "Зубова Поляна", публикаций в газетах и
воспоминаниям  учителей  и жителей посёлка.

ПРИМЕЧАНИЕ : при получении новых фотографий, репродукций, картинок  и новой информации о школах района, на странице будут произведены изменения. Присылайте ваши дополнения.

Назад на страницу Культура и образование

Назад на страницу Книга "Зубова Поляна"