|
Историко-этнографический сайт
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественные организации Об истории школ района и о знаменитых выпускниках на сайтах школ |
А. Прохоров. Рисунок из книги "Зубова Поляна". СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗУБОВО- ПОЛЯНСКОМ РАЙОНЕ В XVIII - XX ВЕКАХ Первый учитель в Шацкой провинции 2 сентября 1746 года в канцелярию Шацка явился некто Тимофей Анисимов. Он предъявил свидетельство Московской цифирной школы о том, что он обучался в ней 7 лет и имеет право преподавать арифметику и другие науки. Принял его полковник Сухотин и сурово спросил, подлинное ли свидетельство, не фальшивое ли оно. И хотя Анисимов был уже немолодым человеком с семьёй — после окончания школы в 1727 году он 19 лет прожил в чужой избе в Подмосковье, работая учителем, — полковник, не дожидаясь ответа, приказал заковать Анисимова в две большие колодки и содержать под караулом. Услуж-ливые канцеляристы единогласно признали документы несчастного учителя фальшивыми. Сухотин разгневался и велел допросить просветителя с пристрас-тием под батогами. Несмотря на жгучую боль, пожилой учитель стоял на своём : что он не беглый и не крепостной и что свидетельство его подлинное. Двадцать недель продержали его в тюрьме, дважды жестоко пытали, грозили сослать на каторгу. Чиновники в России всегда были корыстолюбивыми, вот и Сухотин хотел записать Аниси-мова с семьёй в собственные крепостные крестьяне. Однако горемычный школяр был человеком не без характера. Он много чего видел на своем веку и самое главное — умел читать и писать. Решив бороться до конца, учитель украдкой посылает письмо к дворянке Челищевой с просьбой записать его в её дворовые на основании "Указа о засвидетельствованной сво-боде относительно избрания места жительства". Челищева вступила в тяжбу с Сухотиным и выиграла её. Пока тянулось это дело, освобожденный Анисимов зарабатывал на жизнь в Шацке уроками.
полянские земли. Можно сказать, что первый учитель, первый просветитель Мещерского края начал свою деятельность на нашей земле 250 лет назад (рас-сказ "Учитель из Шацка"). В середине XVIII века начали создаваться первые церковные школы для обуче-ния молодых людей «книгочтению, пению и писать в твердость». Учителям по-лагалось обучать школьников не только грамоте, но и честному житию, страху Божьему, «понеже грамота без страху Божия есть не что иное, как безумному мечь...». По инициативе великого русского поэта Г. Р. Державина, сидевшего губернато-ром в Тамбове, 1 января 1787 года открылось малое училище в Шацке, в кото-ром числилось 24 ученика. Единственным учителем той школы был некто Про-топопов. Школы уезда в XIX веке
ведомство, и правительство, а позднее — и сельские общины начали создавать различные начальные школы, но процесс просвещения края шел медленно. В 1868 г. в Спасском уезде было только 11 школ, в 1880 г. их стало 22 (однако, в 39 селениях Спасского уезда, в том числе и в Зубовой Поляне, не было ни госу-дарственных, ни церковных, ни частных школ).
работала в Зарубкине. Любопытно соотношение учащихся по половому призна-ку. В первый класс в Зарубкине в 1900 г. было принято 52 мальчика и 1 девоч-ка, в школе в Анаеве обучалось 11 мальчиков и 6 девочек, в школу в Новых Выселках было принято 20 мальчиков и 5 девочек. В 1893 году была открыта смешанная церковно-приходская школа в Покассах. В Жуковке школа была открыта в 1909 году. Инициатором была местная жи-тельница, крестьянка, Сафаева Акулина Фёдоровна, которая дала согласие от-крыть школу в своём доме. Она же согласилась и учить детей, хотя сама плохо владела грамотой и письмом. И каждое утро в «школу» стали приходить дети в возрасте 8-14 лет. Мальчиков было больше. Вот как позже вспоминал эту учёбу Тюркин Константин Филиппович : " Мы приходили утром и садились за сто-лы. Акулина Фёдоровна показывала нам буквы. Мы их писали печатным шриф-том и тут же по многу раз повторяли их в слух. Буквари уже были, но не у всех, да и по ним мы почти не занимались. Акулина Фёдоровна заставляла нас учить наизусть молитвы. Иногда к нам приходил из Ширингушей батюшка, так как в селе церкви не было. Мы его встречали стоя и пели гимн "Боже царя храни" и молитвы. Батюшке это нравилось, и он отпускал нас домой. В школу ходили не всегда — кому когда хотелось, так как там было скучно, надоедали молитвы, и мы убегали. Выходит, мы оставались неграмотными". Самой крупной церковно-приходской школой в Спасском уезде была Ачадов-ская — в ней учились 53 ученика. В Покрово-Селищенской — 35 учеников, в Вадово-Селищенской школе церковного ведомства занимались 28 детей. Зубовополянцы помнят имена учителей и руководителей различных учрежде-ний системы образования, работавших в те годы. Анаевским образцовым двух-классным училищем заведовал С. Ф. Чигин, а учителем работал М. Н. Осичкин. В школе в Зарубкине аналогичные должности занимали О.С. Прокопшева и А. П. Лебедев. В Новых Выселках школой заведовала А. А. Уланова, а законо-учителем был священник М. Т. Вихров. В Ачадовской школе трудились А. И. Муратова, Н. А. Новочадов, А. Ф. Григорьева. В Дубасове учительствовал П. А. Кутуков, в Умёте — В. П. Ботов и А. В. Купленский. Становление школьной системы района в XX веке
Жалованье учителям в Спасском уезде на рубеже веков выдавалось за счет зем-ских средств. Лицам со специальной педагогической подготовкой устанавливал-ся неизменный оклад в 336 рублей в год. Квартира в большинстве случаев для учителей выделялась бесплатно. Сельские общины обязаны были обеспечить школы мебелью, топливом, проводить ремонт помещений.
Первый Всероссийский съезд по народному образованию, который проходил в конце 1913-начале 1914 гг., подтвердил требование о единстве системы образо-вания, о введении всеобщего обучения, о светскости образования — положения, которые были претворены в жизнь лишь после революции 1917 года и граж-данской войны.
ными были только 20%. Примерно такие же показатели были и в отдельных населённых пунктах.
как тогда называли всех нерусских — чувашей, черемисов (марийцев) и других.
ли доклад инспектора ОНО т. Горшкова. Постановили — открыть школы при станциях Известь и Свеженькая, в посёлке Ясная Поляна, в селе Промзине.
В татарской Горенке школа открылась ещё до революции 1917 г., она находи-лась в местной мечети. Занятия в ней проводил мулла, и обучались в ней только мальчики. Наряду с русским языком, арифметикой, историей России, некоторы-ми естественными дисциплинами изучались арабский язык, толкование сур Ко-рана. В 1919 году в мечети была открыта начальная школа для всех детей.
ние клуба, в приделе которого разместили начальную школу на 40-50 учащихся. Первой заведующей этой школой была Григорьева Татьяна Васильевна. Одна-ко в 1929 году клуб-школа сгорела. В школу превратили дом Новиковых. В мае 1949 году было начато строительство 7-летней школы. Возглавлял строительство начальник Зубово-Полянского лесоучастка Ионов М. П. Строительство велось быстро, к сентябрю 1949 года закончилось. Крышу крыли щепой, когда уже нача-лись занятия. К зиме сложили печи. Разбросанные к тому времени по несколь-ким домам классы были теперь сосредоточены в одном здании. Но заниматься приходилось в две смены, т. к. учеников было много — в каждом классе человек по сорок. В 1956 г. в посёлке построили интернат для учащихся из соседних деревень. Но поселяли в нём только детей из многодетных семей. В 1957 году было построено ещё одно учебное здание, и школа получила статус десятилетки. В 1936 году школы колхозной молодёжи были преобразованы в средние школы. Директором такой реорганизованной школы в Зубовой Поляне был назначен Николай Иванович Шеляков.
торого влияли не только объективные трудности, с которыми сталкивалась инду-стриализующаяся страна, но и такие субъективные, как репрессии, коснувшиеся не только преподавателей, но и студентов (см. историю педучилища).
зованы в неполные средние. В 1930-х годах были созданы три средние школы : в 1934 году в селе Анаеве, а 1937 году — в Ширингушах и Зубовой Поляне. Каждая из них была центром просвещения всей прилегающей территории и сы-грала огромную роль в жизни населения окрестных сел.
дей, свиней. Вся полученная продукция использовалась для питания учащихся. В том же году началось строительство нового школьного здания, в котором участ-вовали жители окрестных сел.
ми Домом быта и Сбербанком (в настоящее время не существует). Подобный интернат был организован и в Ширингушах, в котором жили дети не только из соседних деревень, но и из других районов Мордовии (рассказ о жизни в ин-тернате его воспитанницы).
нашей школе. Женщины-учителя старались приласкать, поддержать их доб-рым словом. Были и такие, кто забирал сирот в свой дом, их удочеряли и усы-новляли.»
(фабрично-заводскую школу) в городе Молотове (Пермь), получил специаль-ность штукатура-маляра и вернулся в Ширингуши.
населения (см. приказы отдела образования (роно) военного времени). Си-лами учителей, учащихся и их родителей организовывался ремонт школ, учебно-наглядных пособий, заготовка и подвоз топлива. Учительских кадров не хватало, учителями становились бывшие выпускники. Людмила Николаевна Андреева (Белякова) закончила школу в 1941 году. "После выпускного вечера мы пошли встречать рассвет, — вспоминает она, — сидели на берегу Парцы. А утром — война ! В августе 1941 года меня вызывает директор школы и говорит : "Будешь работать учителем !" Возражать было бесполезно — так было надо. Работала и одновременно училась в педучилище. На фронт меня не взяли, так как учить детей было некому. После уроков про-водила агитационно-массовую работу среди населения : знакомила людей с си-туацией на фронтах и в мире. Сколько слёз выплакали женщины на моих плечах! Также вместе с учениками выполняли посильную работу в госпитале в 1941 году: ухаживали за ранеными бойцами, писали письма их родным, ставили концерты. Платой за труд были улыбки раненых бойцов."
ти друзей или хороших знакомых семьи. Жили и парни и девушки, иногда сразу по 2-3 человека. Еду в русской печке им готовила моя мать. За проживание пла-тили небольшие даже по тем меркам деньги. На воскресенье они, как правило, уезжали домой, возвращаясь с продуктами и чистым бельём. Иногда проведать детей приезжали их родители. Большинство из них впоследствии получило среднее специальное или высшее образование."
Учителя восьмилетней школы перед Первомайской демонстрацией около школы. В последнем ряду в шляпе — директор школы Кочемасов Григорий Фёдорович, участник ВОВ. В центре в первом ряду — завуч Ларикова Анна Михайловна, конец 1960-х гг. Из архива Лариковой А.М.
Возглавляли школу директор Григорий Фёдорович Кочемасов и завуч Анна Ми-хайловна Ларикова, в будущем заслуженный учитель школы РСФСР. Они мно-гое дали нам, тогда молодым учителям, в профессиональном смысле. Коллектив учителей был дружный и очень энергичный. Своими силами построили учебные мастерские, кинотеку. С учащимися ежегодно ездили на экскурсии, ходили в по-ходы ...
тив педагогов заметно помолодел, более 15 лет его возглавляет Заслужённый учитель Мордовии Наталья Владимировна Балашкина. Многие годы завучем в школе проработала Заслуженный учитель Мордовии Бабина Нина Александ-ровна.
молодые педагоги Н. В. Слезкина, С. К. Телюшина, С. И. Адайкина, Е. Ю. Чек-марёва и другие. Мужчин в коллективе мало, но все они творческие и деловые люди. Это В. С. Филичкин, О. Г. Чикарев — преподаватели истории и общест-воведения, Е. А. Соколов и С. Д. Михеев — преподаватели труда, В. А. Дашкин и А. И. Капустин — преподаватели физкультуры." (2000 г.)
Праздник знаний в школе № 1 1 сентября 1991 г. Зубова Поляна. Фото С. Шевченко. Много заслуженных учителей работало и в средней школе номер один. Одна из них Хрунина Галина Архиповна, заслуженный учитель РСФСР. Её учитель-ский стаж — почти 50 лет. В настоящее время перед учителями района стоит важная задача — в условиях постоянно ведущейся реформы российской школы создать условия учёбы для де-тей, отвечающие вызовам времени : освоить новые информационные техноло-гии, создать для среднего и старшего звена учащихся профильные классы, ос-воить новые методики и методы обучения и воспитания, позволяющие им ус-пешно сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ).
щины в возрасте 18-25 лет. Все они отбывают наказание за преступления. При-чём, добрая половина учениц — ВИЧ-инфицированные. Большинство из нахо-дящихся в колонии осуждённых раскаиваются в содеянном и надеются вернуться в общество исправившимися и никогда больше не ступать на путь правонаруше-ний. И первым шагом в исправлении для них может стать учёба в школе и по-лучение аттестата. Тем более, что и учителя, и руководство колоний (учрежде-ние ЖХ-385) делают для этого всё возможное, например, в 2004 году школа получила новое удобное помещение. Адрес школы для потенциальных спонсоров и филантропических организаций : 431110 Мордовия, Зубово-Полянский район, пос. Парца, колония № 14, директор школы (администрация колонии). Есть и другие особенности школьной системы района начала XXI века, связан-ные с катастрофическим уменьшением населения.
По материалам книги "Зубова Поляна", публикаций в газетах и ПРИМЕЧАНИЕ : при получении новых фотографий, репродукций, картинок и новой информации о школах района, на странице будут произведены изменения. Присылайте ваши дополнения. Назад на страницу Культура и образование Назад на страницу Книга "Зубова Поляна" |