История педколледжа > Зубова Поляна (Республика Мордовия)


Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

English

Français

 

Общежитие педагогического колледжа. 2003 г.

ЗУБОВОПОЛЯНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ :
ИСТОРИЯ И НЫНЕШНИЙ ДЕНЬ

Решение правительства только что созданной Мордовии об открытии педтех-никума в Зубовой Поляне было принято в 1930, однако от принятия постанов-ления до начала занятий понадобилось более двух лет. В районном центре не было специальных зданий, педагогических кадров, подготовленных к занятиям в техникуме учащихся, оборудования и учебников.

Получив директивное указание об открытии в Зубовой Поляне педтехникума, местные власти стали срочно искать подходящее временное помещение для за-нятий, квартиры для педагогов, комплектовать вновь созданный очаг просве-щения студентами. Один из первых преподавателей педтехникума позже вспо-минал : «Набирали учащихся в педагогический техникум в порядке вербовки. Преподаватели выезжали в села Зубово-Полянского, Торбеевского и Ковылкин-ского районов, собирали юношей и девушек и проводили с ними разъяснительную работу. Престиж учительской работы был в то время невысок, молодые люди охотнее шли в трактористы».

В августе 1932 года прием заявлений и другие организационные работы велись на квартире учителя С. М. Журавлева. Предполагалось начать занятия с перво-го сентября, однако даже к октябрю не были решены многие организационные вопросы. В справке, представленной в отдел кадров Мордовского облоно ди-ректором Зубово-Полянского педагогического техникума С. Ф. Грачевым в октябре того же года, отмечалось, что "здание, предназначенное для техникума, занято учреждениями РУМ и ГПУ, топливом техникум не обеспечен, нет пре-подавателей по физике и математике".

К этому времени в техникум поступило только 22 заявления от юношей и деву-шек, пожелавших стать педагогами, причем 17 из них имели начальное образо-вание. Библиотека нового учебного заведения умещалась в одном шкафу, не было столов и стульев, классных досок, наглядных пособий. Не работала столовая, до глубокой осени первые студенты варили пищу на кострах около реки. Однако, все эти трудности не пугали выросших в деревнях юношей и девушек, привык-ших к нищете и лишениям.

Так как уровень подготовки учащихся был крайне низким, было решено открыть наряду с основным два подготовительных отделения. Занятия в техникуме нача-лись в декабре 1932 года. Первый учебный год закончился 10 июня 1933 года, однако учебный план  выполнен не был.

Вся программа подготов-ки будущих ликвидаторов неграмотности населения была крайне политизиро-вана. Основными учебны-ми предметами в те годы были : история классовой борьбы, мордвоведение, педагогика и педология, русский язык и литерату-ра, цикл математических наук, биология и некото-рые другие. Химию и труд преподавал С. М. Журав-лев, биологию и  гигиену Г. А. Оленин,  историю и

Зоя Носкова в роли черкешенки

"Демон"

В роли монаха студент А. Дренясов

В училище был организован драмкружок, которым руководила Мытова Александра Ивановна, литератор. Спектакль по "Демо-ну" Лермонтова  был поставлен в 1940 г.  .

географию К. К. Кшнякин. Заведующим учебной частью и преподавателем пе-дагогики и педологии был утвержден М. С. Сёмин, окончивший к тому времени в Москве Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской.

Директора педагогического техникума часто менялись. В 1934 году техникум воз-главил Михаил Федорович Шишков, а уже через год должность директора за-нял Сурдин Фёдор Григорьевич, репрессированный в 1937 году (он был арес-тован по доносу учителя средней школы М. И. Горюнова). Некоторое время учи-лищем руководила Инжеватова, а затем более двух лет — С. И. Романов.

Много сделал для повышения качества преподавания в техникуме и в целом в районе Шеляков Николай Иванович, работавший и директором зубово-полян-ской школы, и завучем педучилища. Из воспоминаний : "В то время был острый недостаток квалифицированных кадров. Работавшие в районе учителя, особен-но в мордовских сёлах, часто были подготовлены наспех, чтобы закрыть вакан-сии, и из их числа было трудно найти достойных для преподавания в педтехни-куме. Но на Шелякова была возложена обязанность подбора кадров. И он вы-шел из этого положения следующим образом. Собрав учителей из разных школ, он предложил им написать составленный им же диктант. На работу были при-няты те, кто сделал в нём наименьшее число ошибок."

В училище долгое время существовал студенческий оркестр. В первом ряду первый слева – руководитель оркестра Максимов Николай Григорьевич, четвёртый слева – Иван Елисеев, 1951 г.

Постепенно укреплялась материальная база. В довоенные годы были построены столовая, второе учебное здание, оборудованы первые кабинеты. Значительно расширилась библиотека. В 1938 году был открыт медпункт, в котором работал фельдшер Пенкин.

Выпускники 1952 г. (слева направо) :  Зоя Бокарева, NN, Анфиса Балашкина, Иван Елисеев, Мария Кинякина.

Первый выпуск учителей начальных классов состо-ялся весной 1936 года. Ат-тестаты получили 16 юно-шей и девушек. Среди них — Иван Киняев, Гаври-ил Шичкин, братья Каба-новы, сестры Сяркины, Алексей Чалдаев, Мак-сим Маскаев, Нина Пи-нясова.

С 1 января 1937 года тех-никум стал именоваться пе-дагогическим училищем. Для подготовки учителей-практиков,  не имевших ат-

тестатов, было открыто заочное отделение. В предвоенные годы состоялось 5 выпусков. Десятки молодых учителей пришли в сельские школы, владеющие зна-ниями и новыми методиками. Неграмотность населения к концу 30-х годов в стране в основном была ликвидирована. Свой вклад в решение этой важной проблемы внесли и выпускники училища.

Выпуск из педучилища.  В центре директор Семков В. Т.  Первая половина 1950-х гг.

Они были достойными людьми своего времени — честными, энергичными, преданными Родине. Некоторых из них коснулись сталинские репрессии. В кни-ге приказов за 1937/38 учебный год можно найти такие записи: "Раису Матро-хину, учащуюся III класса «А», как дочь врага народа исключить... без права поступления в другие учебные заведения; П. М. Шиндина исключить... как по-собника врага народа; Бегеева за агитацию в пользу врага народа Сурдина... исключить из состава учащихся..."

Преподаватели педучилища, ветераны Великой Отечествен-ной войны Н. Г. Максимов (крайний слева) и А. С. Чудаев со студентами заочного отделения. Конец 1970-х годов.

Коллектив училища счи-тался сплоченным, работо-способным,"преданным де-лу партии, социалистичес-кой Отчизне". Все лучшие человеческие качества вы-пускников и учащихся учи-лища, многие из которых были уроженцами сёл и де-ревень Зубово-Полянского района, а абсолютное боль-шинство из Мордовии, особенно ярко проявились в годы  Великой  Отечест-венной войны. Многие пре-подаватели и  учащиеся уш-

ли на фронт. Судьба многих из них необычна и интересна, других трагична.

Студент третьего курса Иван Стручков любил музыку, писал стихи, мечтал стать учителем. Но как только началась война, он заявил: «Моё место на фронте». Дрогнуло сердце матери, слезы покатились по ее щекам — она провожала на войну единственного сына. Много фронтовых дорог прошел сержант Стручков, видел пожарища, воронки, окопы, руины, убитых боевых друзей; штурмовал Перекоп, освобождал города Украины и Прибалтики. Под Кенигсбергом он получил тяжелое ранение в позвоночник и контузию. Лечащий врач, восхищаясь его выносливостью, сказал : «Сержант Стручков — удивительный человек. Адская боль — и ни единого стона, ни одной жалобы. По натуре и характеру —второй Павка Корчагин». В ноябре 1945 года его привезли на родину. В Зубо-вой Поляне он упорно учился ходить без костылей, сумел преодолеть недуги и снова вернуться к труду.

Вся страна узнала о подвиге выпускника училища Ники-фора Тараскина, сумевшего организовать в тылу врага на Украине, в селе Большая Знаменка, группу молодых патриотов, называвших себя ДОП (Добровольной Орга-низацией Патриотов) и боровшихся с оккупантами. Ещё не было ни битвы под Сталинградом, ни танковых сраже-ний на Курской дуге, ещё сильны и агрессивны были фа-шистские дивизии, а молодые патриоты, как и их свер-стники из "Молодой гвардии" в Краснодоне, верили в победу и по своему приближали её. В 1943 году органи-зация была раскрыта, и все её члены погибли. Позже об их подвиге написали многие газеты Советского Союза. На здании педучилища висит мемориальная  доска  в па-мять о её выпускнике Никифоре  Климентьевиче Та-

Н. П. Караулов,
преподаватель истории

раскине. Писатель Сергей Фетисов написал роман «Хмара», посвящённый борьбе и подвигу ДОПа.

Петр Иванович Африн

1923 г.р., уроженец села Савва, Торбеевского рай-она МАССР, с 1940 по 1942 год учился в З.-Полянском педучилище.

Сверстник Николая Тараскина Пётр Африн, попав-ший на передовую со студенческой скамьи, со 2-го кур-са, получил смертельное ранение под Сталинградом и скончался в 1942 году от полученных ран. А было ему только 19 лет.

Молодые, полные сил и энергии учителя стояли на-смерть у стен Сталинграда, на Курской дуге, форси-ровали Днепр, брали Крым, освобождали Польшу, Ру-мынию, Венгрию. Имена многих из них высечены на скорбных обелисках в городах и селениях Украины, Белоруссии, России.

Остались на полях сражений преподаватели училища : военрук Н. Д. Рожков, историк Н. П. Караулов. Места призванных на фронт преподавателей занимали эваку-ированные с запада специалисты. С  августа 1941 года в училище работали Е. Я. Райбман, И. М. Гельфандбейк,

С. К. Портная. В сентябре 1942 года был принят на работу преподавателем му-зыки Г. М. Карпенко.

Иван Семенович Киняев.
Фото военных лет.

Уроженец Новых Выселок. В 1936 году окончил Зубово-Полянский педтехникум. Его аттестат об окон-чании техникума числится под № 1. Активный комсомолец 1930-х годов. Участник Великой Отечественной войны, с боями прошел путь от Волги до Берлина. После войны ра-ботал учителем, преподавая трудо-вое обучение в родном педагоги-ческом училище.

Годы войны были трудными для училища во всех отношениях. Все учебные здания и общежи-тия были переданы под госпиталь, занятия в две-три смены проводились в неприспособленном помещении лесхоза, в других временных поме-щениях. Расписание составлялось на два-три дня из-за отсутствия ушедших в армию преподава-телей. В учебный план вводились не только тра-диционные, но и военные дисциплины : строе-вая подготовка для юношей, радиотелеграфия для девушек. В училище были организованы строе-вые подразделения : роты, взводы, отделения. Все преподаватели и студенты участвовали в ра-боте групп самозащиты МПВО (местной проти-вовоздушной обороны) — дежурили ночью на улицах с пожарными инструментами (см. при-казы по педучилищу военного времени).

Многие преподаватели и студенты были поли-тинформаторами, постоянно информировавшими население поселка о положении на фронте, они же готовили подарки бойцам. И в то же время все усиленно занимались учебными предметами.

Все проблемы военного времени пришлось решать тогдашнему директору учи-лища Павлу Васильевичу Букину.

Василий Трофимович Cемков

Участник Великой Отечественной войны, до войны работал учителем истории в средней школе. Дирек-тор педучилища в 1947-54 гг. Фото 1943 г.

В июле 1946 года здания училища (см. фото ста-рого здания педучилища), занятые спецгоспита-лем, были освобождены, перестроены, капиталь-но отремонтированы. После войны резко увели-чился прием молодёжи, желавшей получить про-фессию учителя. Возросло и число преподавате-лей. В этом же году при училище была открыта базовая школа, в которой студенты проходили практику.

В 1948 году при училище открыли мастерскую по ознакомлению студентов с технологией работ с бумагой, тканями и другими материалами.

Меняется учебный план, педагогическое учили-ще переходит с 3-х летнего на 4-х летний срок обучения, вводится семестровая система работы, учащиеся сдают экзамены, зачеты, выполняют министерские контрольные работы. Усиливают-ся  требования  к преподаванию  всех дисциплин,

особое внимание обращается на грамотность студентов, на умение свободно из-лагать свои мысли, решать сложные задачи. Однако, иногда эта работа носила формальный характер. После известного разгрома генетиков сторонниками «ака-демика» Г. Д. Лысенко на сессии ВАСХНИЛ в 1948 году преповавание всех биологических предметов велось с антинаучных позиций. Обязательной счита-лась атеистическая направленность преподавания биологии, истории, географии. Такой путь прошла вся советская школа, педагоги которой самостоятельно не могли разобраться в правоте той или иной теории. Тем не менее, в эти годы большое внимание уделяется работе на учебно-опытном участке : проводятся разнообразные опыты, выращиваются новые сорта овощей. Прекрасно выглядят цветники, создаются кружки юных натуралистов.

В 50-х годах в училище практиковались всесо-юзные выпуски. Молодые педагоги направлялись на работу в школы Севера, Урала, Алтая, Си-бири, Дальнего Востока. Ехали туда с молодым задором, считая работу вдали от Мордовии сво-им комсомольским долгом. Мордовские села в Поволжье, Башкирии, Западной Сибири полу-чали учителей, владеющих методикой обучения на родном языке.

В 1954 году произошла очередная смена руковод-ства. В. Т. Семкова временно заменила А. А. Данькова, а с августа 1956 года директором учи-лища назначается Михаил Петрович Шекшеев. Он родился в эрзянском селе Верхний Враг Лу-кояновского района Горьковской области. В совершенстве овладев русским языком, успешно окончил в 1936 году исторический факультет пе-динститута в Саранске. Сначала преподавал в Инсарском педучилище, затем его назначили директором этого учебного заведения. До войны он также поработал преподавателем Темников-ского учительского института, а в августе 1941 года был призван в армию. После войны снова работает в системе народного просвещения. В 1946 году его назначают директором Ичалков-ского педучилища. Там М. П. Шекшеев работа-ет шесть лет, затем переезжает в Зубову Поляну. Преподает в средней школе историю. В педагоги-ческом училище, куда его переводят как опытного педагога, он сначала ведет уроки истории, затем надолго становится директором. Энергичный и требовательный, за 20 лет работы директором, он много сделал для создания в училище коллектива преподавателей, способного решать сложные пе-дагогические задачи.

Много внимания он уделял организации учеб-ного процесса, жизни студенческих групп, посто-янно заботился о расширении училища. Его за-слуга — строительство нового типового учебно-го корпуса, которое было закончено в 1972 году (см. фото). Студенты и преподаватели получили возможность заниматься в новых кабинетах, обо-рудованных современными приборами и разно-образными наглядными пособиями. Созидатель-ный труд директора отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

В 1976 году М. П. Шекшеева, ушедшего на пен-сию, сменил Иван Афанасьевич Чекалдин. Он руководил педучилищем 7 лет. За эти годы —  во  второй  половине  70-х–начале 80-х годов со-оружается пристрой к основному зданию, в  ко-тором размещаются мастерские и кабинеты дош-кольного отделения.  На территории училища за-кладывается учебный дендрарий, в рекреации размещается народная картинная галерея.

С августа 1983 года в течение 20 лет педагогичес-кое училище возглавляла Антонина Ивановна Качалова. Ей пришлось работать в трудное вре-мя перестройки и переходного этапа в истории государства от социалистического метода хозяй-ствования к рыночной системе. Возникающие финансовые, хозяйственные и организационные проблемы требовали в этот период истории осо-бой гибкости мышления, современного, делового подхода. В целях  повышения  качества подготов-ки педагогических кадров в педучилище в сен-тябре  1992  года  открылись   экспериментальные

Михаил Петрович Шекшеев. Директор педучилища в 1956-76 гг.

Евгений Павлович Иванов

Ветеран Великой Отечественной войны. Неоднократно ранен. После госпиталя в составе 7-ой гвардейс-кой стрелковой дивизии участвовал в боях под Реницей и Ригой, прини-мал участие в ликвидации в Латвии «Курлянского мешка». На фронте принимал участие в художествен-ной самодеятельности.

«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне».

И после войны, уже в Зубовой По-ляне под аккомпанемент баяниста Александра Сосина Евгений Павло-вич со своим другом Колей Наза-ровым пел всеми любимые песни, прекрасно читал стихи.

С 1950 года Евгений Павлович пре-подавал в Зубово-Полянском педу-чилище русский язык, литературу, театральное искусство. Фото 1975 г.

Иван Афанасьевич Чекалдин
в годы работы директором Свеженской школы. 1960-е годы.

 

группы : «Педагогический лицей» и «Педагогический колледж». В 2000 году учи-лище изменило статус, именуясь с тех пор педагогическим колледжем. В 2002 году вступило в строй новое здание общежития педколледжа.

Концерт в педучилище. Дуэт из оперы Г. Артомовского «Запорожец за Дунаем» исполняют преподаватели : Карась – Е. П. Иванов, Одарка – Л. Чистякова. 3 января 1976 г.

Несколько лет назад в пед-коледже отошли от практи-ки подготовки специалис-тов только традиционных для этого типа учебного за-ведения специальностей : учителей начальных клас-сов и воспитателей детс-ких садов. Учитывая инте-ресы сельских школ Мор-довии, были открыты но-вые отделения по подгото-вке учителей иностранного языка и информатики.

С  2005  года  педколледж переходит на целевую про- грамму подготовки специа-алистов на  договорной ос-

нове с роо республики и соседних областей. Будет готовиться столько учителей и воспитателей, сколько их сможет трудоустроиться.

Началась организация подготовки кадров по специальности «Менеджмент».

Концерт студентов, 2000 г.

Создан центр информационных технологий. В настоящее время там обучаются работе на компью-терах педагогические работники, но контингент слушателей предпо-лагается расширить.

Планируется организовать подго-товку и переподготовку незанято-го и работающего населения.

Педколледж реформируется, нахо-дит    новые   формы   организации

учебного процесса, студентам предлагаются дополнительные специальности, преподаватели делают всё зависящее от них, чтобы выпускники смогли достой-но встретить вызовы времени. А они всю жизнь с благодарностью вспомина-ют своих педагогов и годы, проведённые в стенах педучилища–педколледжа.

По материалам книги "Зубова Поляна" и газеты "Время и жизнь". 2005

Репортаж о праздновании 75-летия педколледжа в 2008 г.

Назад на страницу Культура и образование

Назад на страницу Становление системы образования в Зубово-Полянском районе в XVIII - XX веках

Назад на страницу Книга "Зубова Поляна"