Старые фотографии > Зубова Поляна (Республика Мордовия)

Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

 

Старая фотография

Фотография начала 1940-х гг., Зубова Поляна.

На зубовополянском телеграфе.

Телеграф был изобретён, как известно, в Америке чуть более 100 лет назад. Этот замечательный вид связи послужил людям и служит до сих пор во многих странах, включая Россию. Но не в Америке. Несколько лет назад там все телеграфы закрылись. За ненадобностью. Потом закрылись в Канаде. И постепенно телеграфный способ общения отмирает и в других странах. По-тому что на смену ему лет двадцать назад пришёл новый, несравненно более быстрый и более точный способ передачи текста и изображения — элект-ронная почта.

Те, кто читают сейчас этот текст, войдя в Интернет, конечно, знают, что это такое. Но, несмотря на то, что с момента появление новых компьютерных способов коммуникации прошло почти четверть века, многие в Зубовой По-ляне о них не знают. Самое удивительное, что не знают о них и ни разу не пользовались электронной почтой, ни разу не входили в сеть Интернет (и, значит, не знают о существовании сайта "Зубова Поляна") не только те четы-ре 100-летних бабушки, которые живут в районе, не только ветераны войны весьма преклонных лет, не только воспитанники детских садов, но и ... учи-теля школ. То есть те, кто и по призванию своему, и по функциональным обязанностям должны учить вступающие в жизнь новые поколения всему новому, прогрессивному ...

Пять лет назад, благодаря гранту, полученному от правительства США, авто-ром этого сайта были обучены технологии создания веб-сайтов и пользова-ния электронной почтой 14 учителей информатики 14 районов Мордовии (всего в республике 22 района)*. Даже были созданы 14 простеньких сайтов этих районов (на каждом было по 15 страниц основной информации о рай-оне и по 10-20 иллюстраций). Эти сайты были помещены на портал прави-тельства Мордовии. Идея, согласованная с министерством образования рес-публики и районными отделами образования, состояла в том, что эти учите-ля постепенно будут дополнять и развивать сайты с помощью своих коллег и учеников, которых они должны были обучить тому, чему научились сами.

Увы ! Ни один из сайтов не получил развития, и, провисев года три на пор-тале правительства Мордовии, первые веб-сайты районов Мордовии были оттуда удалены. Ни у одного из сельских районов республики до сих пор нет своего официального сайта или хотя бы сайта, созданного в образовательных и учебных целях учителями и учениками школ. Несколько же сайтов саран-ских и двух-трёх сельских школ, найденные нами в Интернете, не являются рабочими, т. е. такими, к которым школьники, учителя и родители могли бы обращаться с реальными потребностями. По сути дела, они являются лишь визитками с минимальной информацией о своих школах (на некоторых нет даже адресов и телефонов школ). Созданные, вероятно, для того, чтобы от-читаться о создании сайта, они "заброшены" и находящейся на них информа-ции доверять нельзя.

Краеведам будущего, наверное, будет любопытно узнать, что на этот 2006 год (т. е. спустя примерно лет 15 после появления в Интернете первых школь-ных сайтов) в Зубово-Полянском районе тоже не зафиксировано школьных сайтов — нет их ни у школ райцентра, ни у школ в мордовско-русско-татар-ских поселениях. Нет сайта (даже сайта-"визитки") у педколледжа, в кото-ром студенты получают специальность "преподаватель информатики в начальных классах" и который приказом мордовского министерства обра-зования пару лет тому тому назад был назначен базовым учреждением для обучения учителей и жителей района информационным технологиям — по-этому тем его выпускникам, ныне разбросанным по просторам СНГ и же-лающим общаться со своими педагогами и нынешними студентами, ничего не остаётся, как ждать, ждать, ждать ... ну, или сообщить о своём желании обычным письмом его новому директору, бывшему завроно соседнего Тор-беевского района (первый сайт которого, кстати, тоже был создан пять лет назад благодаря американской помощи и который тоже не получил развития и тоже был заброшен ...).

Трудно найти объяснение всему этому, но после пяти лет ожидания (Вели-кая Отечественная война, которая "началась с тачанки, а закончилась атом-ной бомбой", длилась четыре года) выполнения договорённостей и постоян-ного изучения ситуации на ум приходит только одно : использование новых технологий в педагогическо-образовательных целях никого — ни республи-канскую власть, не местные власти, ни учителей — всерьёз в Мордовии не интересует. Большинство учителей никогда не посещало ни одного сайта, не знает о возможностях электронной почты. Не умеют всем этим пользоваться и руководители районных отделов образования неоднократно бывал сви-детелем этого. Рискну предположить, что и руководители министерства об-разования тоже думают, что эти новые технологии являются средствами коммуникации, подобными телеграфу, и что уметь пользоваться ими должны специалисты, подобные телеграфистке. Во всяком случае, мордовское мини-стерство образования едва ли не единственное в России, у которого нет своего сайта (найденный нами в Интернете электронный адрес министер-ства безмолвствует, т. к. секретарша, в чьё владение он отдан, как и все сек-ретарши, отсылает только то, что ей приказывают — прямое общение с руко-водством министерства или с его ответственными сотрудниками, как это уже стало довольно распространённой практикой, невозможно).

Именно поэтому, вероятно, все призывы к учителям овладевать новыми тех-нологиями, раздающиеся из министерства и районных отделов образования, звучат втуне : каков пастырь, таково и стадо. По-прежнему для того, чтобы заполнить какой-нибудь отчёт, директора школ едут в райцентр. По-прежне-му многие из учителей считают, что Интернет — забава для подростков или студентов. Вначале своё нежелание овладевать компьютером сеятели нового объясняли тем, что "компьютеров в школах нет"  (варианты : "компьютеров мало"; "компьютеры устарели ..." и т.п.). Потом — тем, что "у школ нет средств на Интернет". Теперь, когда Интернет в школах бесплатный, ссы-лаются на недостаток времени. Находятся, впрочем, и другие причины, объ-ясняющие, почему ну никак невозможно, наконец, приступить к изучению учебных технологий, которыми давно начали овладевать учителя почти во всех странах мира  ...

Мордовские историки многократно описывали занятия мордовских женщин — они занимались рукодельем : пряли, вязали, вышивали. Это было обыч-ным и естественным времяпровождением женщин в прошлые века, которое позволяло не только скрашивать время долгими зимними вечерами, но и за-рабатывать деньги. Этот обычай в наши дни сыграл плохую шутку с теми из них, кто, будучи жёнами и домохозяйками, выполняют и другую важную роль — работают учителями. Эта роль и её значение для мордовского наро-да, видимо, осознаются ими не совсем адекватно. На одном из семинаров по современным технологиям в Зубовой Поляне у меня состоялся следующий диалог с учительницами из районных школ : "Почему так медленно изучаете компьютер ?" — "Нам некогда". "Чем занимаетесь зимними вечерами ?" — "Варежки вяжем." Так привычные, воспетые этнографами занятия мордов-ских женщин продолжают довлеть и ... становятся в наше время тормозом на пути вступления мокшанского края в информационный век.

Всё это очень напоминает историю с внедрением в сельхозоборот картош-ки. И через 200 лет после того, как она была ввезена в Россию и её с успехом сажали на московских огородах и в окрестностях Петербурга, её не знали где-нибудь в 200-250 километрах от столиц — в год она завоёвывала примерно 1 километр российской территории : местные чиновники объясняли, что она не подходит для их почвы, что климат не тот ... Находили и другие причины, объясняющие, почему картошку ну никак нельзя сажать в их уездах ... То же самое было и с помидорами — в Новых Выселках, например, они на огоро-дах появились только в 1930-х годах.

Если эта традиция по овладению новыми продуктами (теперь уже — про-дуктами Майкрософт) в Мордовии продолжится, то фотография, которую вы видите вверху страницы, не скоро станет действительно старой, историче-ской, для этой части России.

Примечание :
тем школьным администраторам и руководителям районных отделов образования, которые всё же хотели бы познакомиться с образцами хороших и отличных школьных сайтов,  предла-гаем зайти на страницу, на которой вы найдёте ссылки на достойные подражания сайты отечественных и зарубежных школ и учителей.

____________________________________

* В это же лето 2001 года были обучены учителя и созданы сайты ещё 16 районов 5 областей и республик Приволжского федерального округа.

Ноябрь 2006 г.

На первую страницу

На страницу Старые фотографии

На страницу Зубова Поляна в фотографиях