
Фотография начала 1940-х гг.,
Зубова Поляна.
На зубовополянском телеграфе.
Телеграф был изобретён, как известно, в Америке чуть более 100 лет назад.
Этот замечательный вид связи послужил людям и служит до сих пор во многих
странах, включая Россию. Но не в Америке. Несколько лет назад там все
телеграфы закрылись. За ненадобностью. Потом закрылись в Канаде. И
постепенно телеграфный способ общения отмирает и в других странах. По-тому
что на смену ему лет двадцать назад пришёл новый, несравненно более быстрый и более точный
способ передачи текста и изображения — элект-ронная почта.
Те, кто читают сейчас этот текст, войдя в Интернет, конечно, знают, что
это такое. Но, несмотря на то, что с момента появление новых компьютерных
способов коммуникации прошло почти четверть века, многие в Зубовой По-ляне о
них не знают. Самое удивительное, что не знают о них и ни разу не
пользовались электронной почтой, ни разу не входили в сеть Интернет (и,
значит, не знают о существовании сайта "Зубова Поляна") не
только те четы-ре 100-летних бабушки, которые живут в районе, не только
ветераны войны весьма преклонных лет, не только воспитанники детских
садов, но и ... учи-теля школ. То есть те, кто и по призванию своему, и по
функциональным обязанностям должны
учить вступающие в жизнь новые поколения всему новому, прогрессивному ...
Пять лет назад, благодаря гранту, полученному от правительства США,
авто-ром этого сайта были обучены технологии создания веб-сайтов и
пользова-ния электронной почтой 14 учителей информатики 14 районов Мордовии
(всего в республике 22 района)*.
Даже были созданы 14 простеньких сайтов этих районов (на каждом было по 15
страниц основной информации о рай-оне и по 10-20 иллюстраций). Эти сайты
были помещены на портал прави-тельства Мордовии. Идея,
согласованная с министерством образования рес-публики и районными отделами
образования, состояла в том, что
эти учите-ля постепенно будут дополнять и развивать сайты с помощью своих коллег
и учеников, которых они должны были обучить тому, чему научились сами.
Увы ! Ни один из сайтов не получил развития, и, провисев года три на
пор-тале правительства Мордовии, первые веб-сайты районов Мордовии были оттуда удалены. Ни у
одного из сельских районов республики до сих пор нет своего
официального сайта или хотя бы сайта, созданного в образовательных и
учебных целях учителями и учениками школ. Несколько же сайтов саран-ских и
двух-трёх сельских школ, найденные нами в Интернете, не являются рабочими,
т. е. такими, к которым школьники, учителя и родители могли бы обращаться с
реальными потребностями. По
сути дела, они являются лишь визитками с минимальной информацией о своих
школах (на некоторых нет даже адресов и телефонов школ). Созданные,
вероятно, для того, чтобы от-читаться о создании сайта, они
"заброшены" и находящейся на них информа-ции доверять нельзя.
Краеведам будущего, наверное, будет любопытно узнать, что на этот 2006 год
(т. е. спустя
примерно лет 15 после появления в Интернете первых школь-ных
сайтов) в
Зубово-Полянском районе тоже не зафиксировано школьных сайтов —
нет их ни у школ райцентра, ни у школ в мордовско-русско-татар-ских
поселениях. Нет сайта
(даже сайта-"визитки") у
педколледжа, в кото-ром студенты получают
специальность "преподаватель информатики в начальных классах" и который
приказом мордовского министерства обра-зования пару лет тому тому назад был назначен базовым
учреждением для обучения учителей и жителей района информационным
технологиям — по-этому тем его выпускникам, ныне разбросанным по просторам
СНГ и же-лающим общаться со своими педагогами и нынешними студентами,
ничего не остаётся, как ждать, ждать, ждать
...
ну, или сообщить
о своём желании
обычным письмом его новому директору, бывшему завроно
соседнего Тор-беевского района (первый сайт которого,
кстати, тоже был создан пять
лет назад благодаря американской помощи и который тоже не получил развития
и тоже был заброшен ...).
Трудно найти объяснение всему этому, но после пяти лет ожидания
(Вели-кая
Отечественная война, которая "началась с тачанки, а закончилась атом-ной
бомбой", длилась четыре года) выполнения
договорённостей и постоян-ного изучения ситуации на ум приходит только одно
: использование новых
технологий в педагогическо-образовательных целях никого — ни
республи-канскую власть, не местные власти, ни учителей — всерьёз в Мордовии не
интересует. Большинство учителей никогда не посещало ни одного сайта, не знает о
возможностях электронной почты. Не умеют всем этим пользоваться и
руководители районных отделов образования —
неоднократно бывал сви-детелем этого. Рискну предположить, что и
руководители министерства об-разования тоже думают, что эти новые
технологии являются средствами коммуникации, подобными телеграфу, и что
уметь пользоваться ими должны специалисты, подобные телеграфистке. Во
всяком случае, мордовское мини-стерство образования —
едва ли не единственное в России, у которого нет своего сайта
(найденный нами в Интернете электронный адрес министер-ства
безмолвствует, т. к. секретарша, в чьё владение он отдан, как и все
сек-ретарши, отсылает только то, что ей приказывают — прямое общение с
руко-водством министерства или с его ответственными сотрудниками, как это
уже стало довольно распространённой практикой, невозможно).
Именно поэтому,
вероятно, все призывы к учителям
овладевать новыми тех-нологиями, раздающиеся из министерства и районных отделов образования,
звучат втуне : каков
пастырь, таково и стадо. По-прежнему для того, чтобы заполнить
какой-нибудь отчёт, директора школ едут в райцентр. По-прежне-му многие из
учителей считают, что Интернет — забава для подростков или студентов.
Вначале своё нежелание овладевать компьютером сеятели нового
объясняли тем, что "компьютеров в школах нет" (варианты :
"компьютеров мало"; "компьютеры устарели ..." и
т.п.). Потом — тем, что "у
школ нет средств на Интернет". Теперь, когда Интернет в школах
бесплатный, ссы-лаются на недостаток времени. Находятся, впрочем, и другие причины,
объ-ясняющие, почему ну никак невозможно, наконец, приступить к изучению учебных
технологий, которыми давно начали овладевать учителя почти во всех
странах мира ...
Мордовские историки многократно описывали занятия
мордовских женщин — они занимались рукодельем : пряли, вязали, вышивали.
Это было обыч-ным и естественным времяпровождением женщин в прошлые века,
которое позволяло не только скрашивать время долгими зимними вечерами, но и
за-рабатывать деньги. Этот обычай в наши дни сыграл плохую шутку с теми из
них, кто, будучи жёнами и домохозяйками, выполняют и другую важную роль —
работают учителями. Эта роль и её значение для мордовского наро-да,
видимо, осознаются ими не совсем адекватно.
На одном из семинаров по современным технологиям в Зубовой Поляне
у меня состоялся следующий диалог с учительницами из районных школ :
"Почему так медленно изучаете компьютер ?" — "Нам некогда". "Чем
занимаетесь зимними вечерами ?" — "Варежки вяжем." Так привычные, воспетые этнографами занятия мордов-ских женщин продолжают
довлеть и ... становятся в наше время тормозом на пути вступления
мокшанского края в информационный век.
Всё это очень напоминает историю с внедрением в сельхозоборот картош-ки. И
через 200 лет после того, как она была ввезена в Россию и её с успехом
сажали на московских огородах и в окрестностях Петербурга, её
не знали где-нибудь в 200-250 километрах от столиц — в год она
завоёвывала примерно 1 километр российской территории : местные чиновники
объясняли, что она не подходит для их почвы, что климат не тот ...
Находили и другие причины, объясняющие, почему картошку ну никак нельзя сажать в их
уездах ... То же самое было и с
помидорами — в Новых Выселках, например, они на огоро-дах появились только
в 1930-х годах.
Если эта традиция по овладению новыми продуктами (теперь уже — про-дуктами
Майкрософт) в Мордовии продолжится, то фотография, которую вы видите
вверху страницы, не скоро станет действительно старой, историче-ской, для этой части России.
Примечание :
тем школьным администраторам и руководителям районных отделов
образования, которые всё же хотели бы познакомиться с образцами хороших и
отличных школьных сайтов, предла-гаем зайти на
страницу, на которой вы найдёте ссылки на
достойные подражания сайты отечественных и зарубежных школ и учителей.
____________________________________
*
В это же лето 2001 года были обучены учителя и созданы сайты ещё 16
районов 5 областей и республик Приволжского федерального округа.
Ноябрь 2006 г.
|