
Фотография 1920-х
годов. Из семейного альбома А. Головко (Зубова Поляна).
Чрезвычайная
Комиссия (ЧК) города Инсара.
В домашних альбомах инсарцев, возможно, можно увидеть эти лица. Обычные
лица, в которых, даже если вглядываться в них внимательно, ничего особенного обнаружить нельзя. Никакой
фатальности. Никакой жестокости во взглядах. Обычные русские
люди. Соседи. Хотя и с твёрдыми взглядами, свидетельствую-щими об их
уверенности в деле, которое они делают.
В
домашнем альбоме зубовополянца Анатолия Головко эта фотография оказалась
благодаря сложным коллизиям и фортелям, которые выкидывает судьба в
жизни каждого человека : его бабушка, родив в молодости несколько детей, разошлась со своим мужем, а потом вышла замуж за чекиста. Вернее,
бывшего чекиста, ко-торый стал дедом Анатолия и, таким образом, принял участие в его воспитании. На фотографии он
стоит во втором ряду крайний справа.
В годы, когда Анатолий был ребёнком и рос под опекой деда, в обществе
суще-ствовал миф-легенда о правоверности и почти святости ЧэКа,
которая "стояла на страже завоеваний революции". Но даже тогда дед
Анатолия не пытался вос-пользоваться всеми социальными преимуществами,
которые предлагала эта ле-генда. Во всяком случае, об этом его "славном
революционном прошлом" не зна-ли ни одноклассники его внука, ни
пропагандистские органы компартии — ина-че
они не замедлили бы воспользоваться биографией чекиста в своих целях.
В то время, когда многочисленные книги и публикации рассказывали о
славных делах и борьбе чекистов с "врагами революции", он,
кажется, тщательно скрывал это своё прошлое. И не потому что был скромным
или не тщеславным. А потому что боялся или стеснялся его. Или даже
испытывал за него стыд.
Анатолий, как и большинство детей, в раннем детстве не очень
интересовался прошлым своих родственников, но те немногие воспоминания,
которые сохра-нились у него от бесед с дедом (вернее, воспоминания
об обрывках эпизодиче-ских рассказов деда), подтверждают это : "Дед
почти ничего не рассказывал о своей молодости, а я не особенно
расспрашивал. Сейчас вспоминаю лишь, что как-то он сказал, что "сначала
там (в ЧК) всё было нормально. Потом стали уби-вать людей. А потом
стали убивать друг друга". В другой раз он обмолвился, что "ему стало
страшно — он понял, что однажды и он
может быть уничтожен."
И тогда он стал искать способ уйти из этой организации. Но уйти оттуда
было трудно, почти невозможно. Но, судя по всему, он придумал способ,
который по-мог ему выжить. Он стал ... пить. Его соратники сочли, что он
опустился и не может больше служить в этом почти святом органе партии.
И с позором изгнали его оттуда.
Всю последующую жизнь он прожил в Зубовой Поляне. Скромно. Тихо и
неза-метно. Стараясь не привлекать к себе внимания. Он не был ни
пьяницей, ни опустившимся человеком. Он был "маленьким человеком".
Никто из его соседей ничего не знал о его молодости.
И дожил до
преклонных лет. От него осталась лишь эта фотография, на которой он, как
и все его "коллеги", выглядит ещё довольно браво и уверенно. Как и
по-ложено выглядеть хозяевам жизни.
Дожил ли ещё кто-нибудь из этой команды до старости ? Мы не знаем.
А наши нынешние соседи ? Станут, смогут ли и они в определённых
обстоятель-ствах уничтожать друг друга ? ... Вы знаете ответ на этот вопрос ? Я не знаю.
Март 2008 г. |