Старые фотографии > Зубова Поляна (Республика Мордовия)

Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

 

Старая фотография

Фотография конца 1900-х гг. Из фондов Спасского краеведческого музея.

Вид на Соборную площадь с пожарной каланчи в уездном городе Спасске. На этой площади стоял Спасо-Преображенский собор, построенный в 1810-1819 гг. На площади проводились городские мероприятия, она же служила и торговой площадью.

Базары и ярмарки в Спасске

"Раньше (1900-1920 гг.) базары в городе проходили по субботам. Торговля шла на двух площадях : Соборной и Конной. На Соборной торговали съестными продуктами. Напротив Собора был мучной и крупяной ряд : мука ржаная, гречневая, овсяная, мука пшеничная продавалась в лавках. Крупы : пшено, гречка, горох, ядрица. Здесь же продавалась рожь. Дальше шёл ряд, где торговали маслом : подсолнечным прозрачным, ароматным, льняным, конопляным, коровьим топлёным. Где-то здесь распо-лагались и абашевские горшечники с глиняной посудой и свистульками.

На съездные базары Никольские, Рождественские и Масленицкие крестьяне с дальних сёл приезжали накануне. Оста-навливались на ночь на постоялых дворах, которые принадлежали Панфиловым, Красильниковым, Рагузиным. В такие суб-боты на базарах было большое скопление народа, а на Московской улице (сейчас улица Ленина), соединяющей две площади, подводы порой сталкивались оглоблями и не могли быстро разъехаться.

В Рождественские и Крещенские базары было много мяса : говядины, телятины, свинины, молочных поросят и гусей, мяса го-вяжьего ядрового. В Никольские и Масляницкие базары на Соборной площади торговали рыбой. На масленицу рыбой тор-говали всю неделю. Рыбный ряд начинался от угла трактира Бирюкова и кончался у трактира Пикунова, т. е. тянулся через всю площадь. Какой только рыбы не продавалось ! Сазан, судак, севрюга, лещ копчёный, лещ вяленый, сельдь, вобла. И все это бочками, кулями. А ещё была икра : чёрная, красная, она продавалась в лавках. Рыбу привозили городские торговцы с Волги из Сызрани и из других городов.

Овощами, яблоками, семечками торговали перед торговыми корпусами, в которых были купеческие лавки : Кузнецовы прода-вали меха, Крючковы ювелирные изделия, Медведевы бакалею, Сазонкины мануфактуру (их дом бывшая контора совхоза).

В базарные дни весь город просыпался чуть свет от шума, доносящегося с базара. Базары были многолюдные, потому что на-род съезжался и из Керенска (сейчас Вадинск), Наровчата, Земетчина, из Мордовии. К середине дня шум базара достигал апо-гея : ржание лошадей, мычание и блеяние скота, крики торгующихся, перезвон глиняной посуды, заливистые звуки абашевских свистулек. Все это шумело, гудело и сливалось в общий гул базарной толпы. Запомнились яркие наряды жителей мордовских сёл (в Спасский уезд входили близлежащие села нынешней Мордовии, на базаре было много мордвы, особенно с лесом) : в глаза бросались белоснежные рубахи и штаны с разноцветными вставками, узорчатые юбки, новехонькие лапти, онучи и обо-ры на ногах, звенящие мониста из нескольких рядов серебряных монет у женщин и девчат. И мордовский говор на языках Эрзи и Мокши.

А в базарных рядах : горы лаптей, глиняная посуда, деревянные кадки и бочки, конская сбруя и упряжи, повозки и сани на лю-бой вкус. Бесконечные ряды торгующих.

В середине площади была «толкучка».

В летнее и осеннее время базар был полон овощей и яблок. Яблоки были разных сортов : буравинка, грушовка, анис сизый и красный, скороспелка, чудные сорта груш, прекрасная янтарная ароматная антоновка. Всё это привозили возами и ящиками мужики из сел и деревень нашего уезда, а также из Наровчатского и Керенского уездов. Лук в основном был из Наровчатского уезда (с. Потодеево), капусту осенью привозили успенские крестьяне и городские бахчеводы Бердниковы. Их бахчи были око-ло речки перед Бордадыновкой.

На Конной площади торговали скотиной, сеном, фуражом, лесом (бревнами, досками, тёсом, дровами), цепными товарами, граблями, лопатами, корытами, решетами, кадками, черенками, древесным углём, вениками и метлами.

К базарам частные пекари Харлашины и другие выпекали много разных хлебобулочных изделий : сытные булки, сайки, крен-дели, сушки и все это раскупалось.

Крестьянин продавал свою сельхозпродукцию и вёз домой с базара гостинцы : ситный, крендели, рыбу.

Зимой, несмотря на жестокие рождественские и крещенские морозы, народ шёл и ехал на базар. Мороз убелял усы и бороды мужиков инеем, и они кряхтели, хлопали рукавицами рука об руку и шли за своими обозами, как в стихотворении И. С. Ники-тина :

Зима стоит.
Трещат морозы.
Ползет, скрипит дубовый полоз,
На солнце искрится снежок,
Река ли, степь ли нет нужды :
Пошли с товарами обозы.
Везде положатся следы !
По Руси вдоль и поперек.
На мужике белеет волос !
Но весел он, идёт, кряхтит,
Казну на холоде копит.

Бойко торговали трактиры и чайные. На базарах всё было в изобилии

* * * * *

Ярмарка в городе проходила через 9 недель после Пасхи, всегда в июне и была три дня : пятницу, субботу, воскресенье. На ярмарку приезжали не только из спасских сел, сюда приезжали торговцы-купцы со своими товарами из ближайших уездных городов : Нижнего Ломова, Шацка, Темникова и других.

Торговцы-купцы за чаем в трактирах Бирюкова и Пикунова совершали торговые сделки на товары, конечно, не как на ярмарке в Нижнем Новгороде, но подобные им.

На Соборной площади устанавливали карусель. Привозили её откуда-то издалека в разобранном виде заранее, пока собирали её, ребята толклись около. На карусели подвески, фонарики, края крыши, окаймленные как кружевом, все было из разно-цветных стеклянных бус, которые при движении карусели сверкали и переливались разными огнями. Сидения на карусели были на двоих, двух типов : тарантасики и кони. Радость необыкновенная, когда усядешься в тарантас (мальчишки предпочи-тали коня) : карусель крутится, голова кругом идет. Наверху, за занавесками из цветного полотна и стекляруса, взрослые ребята бегают на мостках по кругу, упираются в жерди и крутят карусель.

Около Собора, вернее около его изгороди, торговцы ставили брезентовые палатки с прилавками и торговали в них фабрич-ными игрушками. Рядом с палатками игрушек стояли палатки с кондитерскими изделиями и сухофруктами, а напротив них через дорогу, на земле, торговали глиняными игрушками и глиняной посудой всех видов горшечники из села Абашево.

Пятница это подторжье канун, торговли было мало, в основном торговали сладостями и игрушками. С четырех часов дня родители шли на ярмарку, чтобы купить детям игрушки и покатать на карусели. Около карусели слышался детский смех, визг, шум от разнообразных игрушек и абашевских свистулек.

К вечеру на площадь шла молодежь, катались на карусели, угощались сладостями, раздавался говор, смех, играли гармошки. Кавалеры приглашали барышень на карусель, угощали конфетами, гуляли вокруг карусели. Часов в 11 все стихало.

Суббота основной базарный день ярмарки. В субботу на Соборной и Конной площадях шла большая торговля. Кто прода-вал, кто покупал, слышалось хлопанье рук, значит сговорились, сошлись в цене (отсюда поговорка : "ударили по рукам").

На Соборной площади протолкнуться и пройти было трудно, толкучка, продажа с рук, палатки с разными продуктами и това-рами, купеческие торговые корпуса, двери которых все открыты, полки и прилавки завалены товарами. В лавках и на лотках горы булочных изделий, бочки с разной рыбой ...

В субботу около карусели веселился сельский народ, приехавший на ярмарку. Молодежь в нарядах, с песнями и частушками под гармонь каталась на карусели, песни сливались с гулом базарной толпы. А яркое июньское солнце еще больше расцвечи-вало наряды и ласково обнимало своими лучами веселящийся ярмарочный народ.

Трактиры, чайные полны ярмарочного народа. В палатках, лавках со сладостями и у торговок с оладьями и квасом везде шла бойкая торговля.

И вот конец субботнего дня. По всем четырем дорогам из Спасска разъезжается торговый ярмарочный люд : торговцы, купцы, барышники, кто с барышом, кто без него, но рады, что товар продали не в убыток себе. Разъезжаются крестьяне, скрипят их те-леги, на телегах сидят подвыпившие мужики, их жены, ребятишки, девчата поют песни, играют гармони. Мужики продали на ярмарке свои сельские товары, накупили обновок, рыбы, кренделей, булок и едут домой весёлые и довольные ярмаркой.

Вечером в субботу гулянье затихает, так как под воскресенье звонят колокола ко всенощной. У карусели гуляет молодёжь, но немного, без песен и гармони.

Воскресенье третий день ярмарки, площади опустели, торговцы-купцы разъехались, палатки и купеческие корпуса закрыты. Остались открытыми палатки, в которых торгуют сладостями, орехами, разной мишурой. Остались торговать конфетами, семечками торговки около карусели.

После обеда на площадь к карусели идут погулять и купить сладостей горожане почтенного возраста и молодые пары. Ближе к вечеру снова собирается молодежь у карусели. В 11 часов карусель закрывается, её увозят. К 7 утра на следующий день пло-щадь пуста, как будто на ней ничего не происходило.".

Из воспоминаний З. А. Корытцевой.

Помещено на сайт : ноябрь 2008 г.

На первую страницу

На страницу Старые фотографии

На страницу Зубова Поляна в фотографиях