Фотография
конца
1900-х гг.
Из фондов Спасского краеведческого музея.
Вид на Соборную площадь с пожарной каланчи в уездном городе Спасске. На
этой площади стоял Спасо-Преображенский собор, построенный в 1810-1819
гг. На площади проводились городские мероприятия, она же служила и
торговой площадью.
Базары и ярмарки в Спасске
"Раньше (1900-1920 гг.) базары в городе проходили по
субботам. Торговля шла на двух площадях : Соборной и Конной. На Соборной
торговали съестными продуктами. Напротив Собора был мучной и крупяной
ряд : мука ржаная, гречневая, овсяная, мука пшеничная продавалась в
лавках. Крупы : пшено, гречка, горох, ядрица. Здесь же продавалась рожь.
Дальше шёл ряд, где торговали маслом : подсолнечным прозрачным,
ароматным, льняным, конопляным, коровьим топлёным. Где-то здесь
распо-лагались и абашевские горшечники с глиняной посудой и
свистульками.
На съездные базары — Никольские,
Рождественские и Масленицкие —
крестьяне с дальних сёл приезжали накануне. Оста-навливались на ночь на
постоялых дворах, которые принадлежали Панфиловым, Красильниковым,
Рагузиным. В такие суб-боты на базарах было большое скопление народа, а
на Московской улице (сейчас улица Ленина), соединяющей две площади,
подводы порой сталкивались оглоблями и не могли быстро разъехаться.
В Рождественские и Крещенские базары было много мяса : говядины,
телятины, свинины, молочных поросят и гусей, мяса го-вяжьего
— ядрового. В Никольские и
Масляницкие базары на Соборной площади торговали рыбой. На масленицу
рыбой тор-говали всю неделю. Рыбный ряд начинался от угла трактира
Бирюкова и кончался у трактира Пикунова, т. е. тянулся через всю
площадь. Какой только рыбы не продавалось ! Сазан, судак, севрюга, лещ
копчёный, лещ вяленый, сельдь, вобла. И все это
— бочками, кулями. А ещё была икра :
чёрная, красная, она продавалась в
лавках. Рыбу привозили городские торговцы с Волги
— из Сызрани и из других городов.
Овощами, яблоками, семечками торговали перед торговыми корпусами, в
которых были купеческие лавки : Кузнецовы
прода-вали меха, Крючковы —
ювелирные изделия, Медведевы —
бакалею, Сазонкины — мануфактуру (их
дом — бывшая контора совхоза).
В базарные дни весь город просыпался чуть свет от шума, доносящегося с
базара. Базары были многолюдные, потому что на-род съезжался и из
Керенска (сейчас Вадинск), Наровчата, Земетчина, из Мордовии. К середине
дня шум базара достигал апо-гея : ржание лошадей, мычание и блеяние
скота, крики торгующихся, перезвон глиняной посуды, заливистые звуки
абашевских свистулек. Все это шумело, гудело и сливалось в общий гул
базарной толпы. Запомнились яркие наряды жителей мордовских сёл (в
Спасский уезд входили близлежащие села нынешней Мордовии, на базаре было
много мордвы, особенно с лесом) : в глаза бросались белоснежные рубахи и
штаны с разноцветными вставками, узорчатые юбки, новехонькие лапти,
онучи и обо-ры на ногах, звенящие мониста из нескольких рядов серебряных
монет у женщин и девчат. И мордовский говор на языках Эрзи и Мокши.
А в базарных рядах : горы лаптей, глиняная посуда, деревянные кадки и
бочки, конская сбруя и упряжи, повозки и сани на лю-бой вкус.
Бесконечные ряды торгующих.
В середине площади была «толкучка».
В летнее и осеннее время базар был полон овощей и яблок. Яблоки были
разных сортов : буравинка, грушовка, анис сизый и красный, скороспелка,
чудные сорта груш, прекрасная янтарная ароматная антоновка. Всё это
привозили возами и ящиками мужики из сел и деревень нашего уезда, а
также из Наровчатского и Керенского уездов. Лук в основном был из
Наровчатского уезда (с. Потодеево), капусту осенью привозили успенские
крестьяне и городские бахчеводы Бердниковы. Их бахчи были око-ло речки
перед Бордадыновкой.
На Конной площади торговали скотиной, сеном, фуражом, лесом (бревнами,
досками, тёсом, дровами), цепными товарами, граблями, лопатами,
корытами, решетами, кадками, черенками, древесным углём, вениками и
метлами.
К базарам частные пекари Харлашины и другие выпекали много разных
хлебобулочных изделий : сытные булки, сайки, крен-дели, сушки
— и все это раскупалось.
Крестьянин продавал свою сельхозпродукцию и вёз домой с базара гостинцы
: ситный, крендели, рыбу.
Зимой, несмотря на жестокие рождественские и крещенские морозы, народ
шёл и ехал на базар. Мороз убелял усы и бороды мужиков инеем, и они
кряхтели, хлопали рукавицами рука об руку и шли за своими обозами, как в
стихотворении И. С. Ники-тина :
Зима стоит.
Трещат морозы.
Ползет, скрипит дубовый полоз,
На солнце искрится снежок,
Река ли, степь ли — нет нужды :
Пошли с товарами обозы.
Везде положатся следы !
По Руси вдоль и поперек.
На мужике белеет волос !
Но весел он, идёт, кряхтит,
Казну на холоде копит.
Бойко торговали трактиры и чайные. На базарах всё было в изобилии
* * * * *
Ярмарка в городе проходила через 9 недель после
Пасхи, всегда в июне и была три дня : пятницу, субботу, воскресенье. На
ярмарку приезжали не только из спасских сел, сюда приезжали
торговцы-купцы со своими товарами из ближайших уездных городов : Нижнего
Ломова, Шацка, Темникова и других.
Торговцы-купцы за чаем в трактирах Бирюкова и Пикунова совершали
торговые сделки на товары, конечно, не как на ярмарке в Нижнем
Новгороде, но подобные им.
На Соборной площади устанавливали карусель. Привозили её откуда-то
издалека в разобранном виде заранее, пока собирали её, ребята толклись
около. На карусели — подвески,
фонарики, края крыши, окаймленные как кружевом, все было из
разно-цветных стеклянных бус, которые при движении карусели сверкали и
переливались разными огнями. Сидения на карусели были на двоих, двух
типов : тарантасики и кони. Радость необыкновенная, когда усядешься в
тарантас (мальчишки предпочи-тали коня) : карусель крутится, голова
кругом идет. Наверху, за занавесками из цветного полотна и стекляруса,
взрослые ребята бегают на мостках по кругу, упираются в жерди и крутят
карусель.
Около Собора, вернее около его изгороди, торговцы ставили брезентовые
палатки с прилавками и торговали в них фабрич-ными игрушками. Рядом с
палатками игрушек стояли палатки с кондитерскими изделиями и
сухофруктами, а напротив них через дорогу, на земле, торговали глиняными
игрушками и глиняной посудой всех видов горшечники из села Абашево.
Пятница — это подторжье
— канун, торговли было мало, в
основном торговали сладостями и игрушками. С четырех часов дня родители
шли на ярмарку, чтобы купить детям игрушки и покатать на карусели. Около
карусели слышался детский смех, визг, шум от разнообразных игрушек и
абашевских свистулек.
К вечеру на площадь шла молодежь, катались на карусели, угощались
сладостями, раздавался говор, смех, играли гармошки. Кавалеры приглашали
барышень на карусель, угощали конфетами, гуляли вокруг карусели. Часов в
11 все стихало.
Суббота — основной базарный день
ярмарки. В субботу на Соборной и Конной площадях шла большая торговля.
Кто прода-вал, кто покупал, слышалось хлопанье рук, значит
— сговорились, сошлись в цене
(отсюда поговорка : "ударили по рукам").
На Соборной площади протолкнуться и пройти было трудно, толкучка,
продажа с рук, палатки с разными продуктами и това-рами, купеческие
торговые корпуса, двери которых все открыты, полки и прилавки завалены
товарами. В лавках и на лотках горы булочных изделий, бочки с разной
рыбой ...
В субботу около карусели веселился сельский народ, приехавший на
ярмарку. Молодежь в нарядах, с песнями и частушками под гармонь каталась
на карусели, песни сливались с гулом базарной толпы. А яркое июньское
солнце еще больше расцвечи-вало наряды и ласково обнимало своими лучами
веселящийся ярмарочный народ.
Трактиры, чайные полны ярмарочного народа. В палатках, лавках со
сладостями и у торговок с оладьями и квасом
— везде шла бойкая торговля.
И вот конец субботнего дня. По всем четырем дорогам из Спасска
разъезжается торговый ярмарочный люд : торговцы, купцы, барышники, кто с
барышом, кто без него, но рады, что товар продали не в убыток себе.
Разъезжаются крестьяне, скрипят их те-леги, на телегах сидят подвыпившие
мужики, их жены, ребятишки, девчата поют песни, играют гармони. Мужики
продали на ярмарке свои сельские товары, накупили обновок, рыбы,
кренделей, булок и едут домой весёлые и довольные ярмаркой.
Вечером в субботу гулянье затихает, так как под воскресенье звонят
колокола ко всенощной. У карусели гуляет молодёжь, но немного, без песен
и гармони.
Воскресенье — третий день ярмарки,
площади опустели, торговцы-купцы разъехались, палатки и купеческие
корпуса закрыты. Остались открытыми палатки, в которых торгуют
сладостями, орехами, разной мишурой. Остались торговать конфетами,
семечками торговки около карусели.
После обеда на площадь к карусели идут погулять и купить сладостей
горожане почтенного возраста и молодые пары. Ближе к вечеру снова
собирается молодежь у карусели. В 11 часов карусель закрывается, её
увозят. К 7 утра на следующий день пло-щадь пуста, как будто на ней
ничего не происходило.".
Из воспоминаний З. А. Корытцевой.
Помещено на сайт :
ноябрь 2008
г.
|