Доступное жилье для священника > Зубова Поляна (Мордовия)

Божья благодать сильнее невзгод

 

Фото из газеты.

К вере его привели мысли о жизни, смерти и вечности бытия. Он видел смерть и узнал силу веры.

Жители с. Новые Пичули Наровчатского района Пензенской области от-личались испокон веков особой набожностью. Две церкви не пустовали ни в будни, ни в дни религиозных праздников. Дети с малолетства воспи-тывались в духе любви к Богу нашему и ближним своим. Лишь немощ-ные пропускали службу, однако и о них священнослужители не забывали. Уклад жизни и сыграл основополагающую роль в судьбе отца Александра, ныне настоятеля храма в Мордовском Пимбуре.

Мать его рано овладела старославянским языком, свободно читала всю религиозную литературу. Поначалу хотела вместе с тремя подругами уйти в монастырь, однако обстоятельства не позволили осуществиться заду-манному.  Оставшись без них,  она переключила  все  свое внимание на Са-

шу. Он и так свободное время проводил в церкви, священник брал его с собой в поездки. Новые знакомства со слугами Божьими, душеспасительные беседы только укрепляли веру в пареньке.

Мать часто бывала в Покрово-Селищинской церкви, ее обязательно сопровождал Саша. Однажды повзрослевшего, но малень-кого и худенького мальчугана, смиренно молящегося, окликнул отец Алексей.

— Как он меня заметил, — говорит отец Александр, — не знаю, ведь я стоял очень далеко, почти у самого входа. Пригласил для беседы и сказал потом : «Тебе нужно учиться. Поступай в семинарию». Я не сказал «да», но не сказал и «нет». Велико было моё потрясение, поскольку из всех присутствующих тогда он почему-то выделил только меня !

Узнав об этом, мать поблагодарила Небеса и продолжала обучение сына, подключив к его образованию местного священника. Книги, их было великое множество и дома, и у настоятеля, Саша поглощал одну за другой. Все, что не понималось и не прини-малось юной душой, требовало объяснения.

Его он получал всегда, ибо не любил неразрешенных вопросов, опять у отца Алексея и деревенского священника. Теперь он ездил в Покровские Селищи самостоятельно, а в своей церкви пел на клиросе.

— Однако не стоит думать, что я отдалился от своих одноклассников, — рассказывает отец Александр. — Я был активен в школьных делах, старался хорошо учиться. Хотя и слыл тихоней, но меня никогда не обижали. Впрочем, в селе пресекали любое недостойное поведение, каждый родитель зорко следил за своими детьми. Да и мы, малые, боялись Божьего наказания.

А годы шли, и когда пришел черед служить в армии, Александр предстал перед членами призывной комиссии. «Годен к строевой» — и поехал тихоня во Владикавказ. Только там объявили всем призывникам, что дальше их путь лежит в Чечню. Никаких агрессивных ассоциаций конечный пункт назначения у Александра, как и у остальных, не вызывал. Они были молоды, по-бойцовски настроены и не думали о том, что их ждет впереди.

А в Чечне шла настоящая война. Александр, еще на гражданке получив специальность водителя, сел за руль ракетной уста-новки «Град». Что это были за дни, представить можно, теперь мы много знаем такого, о чем раньше не сообщалось. Александр не ложился и не вставал без молитвы, но теперь в своем обращении за помощью к Богу упоминал имена тех, кто стоял с ним плечо в плечо в строю. Все три месяца их часть несла службу в «горячей» точке с честью. Чудом ли считать, Божьим ли благо-словлением, но вернулись с передовой все ребята части живыми.

Александр, как только приехал домой, зашёл сначала в церковь, а потом к родителям. Была встреча, а это радость обоюдная. Были мечты, а возвращение его — шанс осуществления их.

С мыслями о служении Богу он и предстал перед местным настоятелем, а затем перед отцом Алексеем. Решимости в глазах отрока не поубавилось, заметил тогда священник и снова спросил : «Готов ?» «Да», — твердо ответил Александр. Высокий, стройный, подтянутый, закаливший свой характер в горниле страшной войны, он знал свой путь : божий промысел.

С рекомендацией отца Алексея он и предстал перед Владыкой Варсанофием, который определил его в духовную семинарию.

Сегодня уже шестой год он живет в Мордовском Пимбуре с матушкой Ириной, с которой познакомился незадолго до окончания учебы. Она тоже выпускница Свято-Тихоновского православного института — регент-псаломщик. Организовала воскресную школу в селе, хор певчих в молельном доме. Помогает мужу строить церковь : вместе с детьми в школе делает сувенирные пасхальные яйца, расшитые бисером, продает прихожанам. Какая-никакая копейка в общий котел церкви.

Строительные работы ведутся время от времени, в зависимости от наличия средств. Благодаря спонсорам и пожертвованиям местных верующих дело про-двигается, но с трудом. Без крыши божий храм стоит давно, а денег нет. Отец Александр какие только инстанции не прошел, но пока не набирается должной суммы. Его семья отказывает себе во всем, живут впятером в церковном домике. Трое детей требуют своего, но матушка Ирина не ропщет : «Кому большое дается, с того больше и спросит Господь», — произносит она наставительно.

Отец Александр и его супруга удивительно похожи по нраву и божьим помыслам. Доброжелательны, благонравны, но, как констатирует матушка : «Мы те же лю-ди, со своими страстями. Трудно жить в миру и воспитывать детей, когда кругом столько греховного».

Строящаяся церковь в Морд.-Пибуре.
Фото из газеты.

Старшая Настя с братом ходит в детский сад. Каждое утро начинается с воздания хвалы Господу, молитвы. Их пребывание там вызвано рождением третьего ребенка — Ване около года, да службой. Местные жители не столь религиозны, бывает, службу проводит отец Александр один с певчими. А без матушки какой хор.

Не осуждают своих односельчан супруги, а жалеют их. И в молитвах своих еженощных взывают к милости Божьей за души своих прихожан.

— Время, потерянное при прежней власти, не скоро расставит все по своим местам, — говорит отец Александр. — Заблудшие обретут свой путь, и не будут пустовать храмы, ибо спасение свое обретут только через Господа. А пока чаще востребованы церковные требы, чем сама церковь. Хотя те дети, что посещают воскресную школу, пришли по своей воле, а не по настоянию родителей, но и последние не воспротивились, а одобрили их шаги к Господу. Маловерие изживет себя, попомните мое слово. Я, как настоятель, держу ответ перед Богом за то, что не привел всех верующих в церковь. Здесь и только здесь общение духовное и телесное с Ним приносит удовлетворение и покой душевный.

— Все будет по-божьему, — заключает матушка Ирина, — народ у нас славный. Мы подождем его у церковных дверей. Каждый придет в свой час и день.

— Были бы помыслы чисты и желания богоугодными, — вынес свое резюме и отец Александр — грехи церковь простит. Праведник и то семь раз в день грешит. В каждом из нас есть божественные знания, мудрость и чистота.

Мирские дела отец Александр решает попутно с церковными. Поскольку семья почти ежегодно прирастает, нужно новое жилье. Те средства, которыми они с женой располагают, а это пособия на детей, ежемесячные выплаты как участнику боевых действий, зарплата священника, составляют мизер. Заложить фундамент будущего дома на них невозможно, а потому прези-дентские национальные проекты он одобрил сразу же. Оформил все документы на получение субсидии, как молодая семья, и стал ждать результатов. Они оказались утешительными. Программа «Доступное жилье» стала для отца Александра и его мно-годетной семьи реальным шансом изменения условий проживания.

— Вот после Великой Пасхи и приступлю к стройке, — не скрывая радости, говорит он. — С божьей помощью и государ-ственной и устроим свою жизнь. Село нам нравится, да и мы, похоже, пришлись по нраву местным жителям. Буду нести свое послушание здесь, а мы хотим пустить свои корни в Морд-Пимбуре.

Дом отец Александр запланировал поставить рядом с храмом. Будет некий смыслообразующий духовный центр села. До этого на месте новой церкви стоял дом культуры. Небольшое ветхое здание на самом юру не украшало центр усадьбы, а удручало картину.

А храм, уверен отец Александр, воспитает в людях духовную оседлость. Для чего и призван он Богом. Читателям газеты в канун Пасхи Христовой семейная чета высказала пожелания. Отец Александр : "Мира и благоденствия, здоровья. Храните себя от греха, если и совершили, спешите в церковь, дабы поскорее избавиться от него". Матушка Ирина :"Пусть женщины помнят день и ночь, что Бог дает им спасение чадорождением".

Л. Ширикова. Фото С. Шевченко.
Районная газета "Время и жизнь",
13 мая 2006 г.

На первую страницу

На страницу Из века в век