Образование > Зубова Поляна (Мордовия)

Коллектив зубовополянского роо. 1995 г.

«Мы начинаем не с руин»

Горький опыт подсказывает, что часто благие начинания медленно, но увязают в бюрократической трясине. Свою точку зрения по реализации национального проекта «Образование» высказывает начальник роо Иван Александрович Степушкин.

Иван Александрович, когда-то в России была поговорка: нет храма нет села. Сегодня к ней можно добавить: нет школы нет населенного пункта.
Абсолютно согласен. Однако образовательные учреждения района не претерпели радикальных изменений. Мы реструктиризирова-ли только шесть школ, и это была вынужденная мера. Минимальная наполняемость классов, а не низкое качество преподавания послу-жило тому причиной. Думаю, о коллапсе в этой сфере у нас говорить преждевременно. И мы очень осторожно подходили к проблеме обучения.

Возврата к интернатам не будет, а вот программу обеспечения школ автобусами мы поддерживаем. На сегодняшний день это самая приемлемая мера. Так что я, как начальник роо, ратовал и буду настаивать за обучение учеников на местах их проживания. Ведь по-путно снимаются и многие другие проблемы. А главное, дети остаются в селе, под контролем родителей и под их опекой. Что для по-вышения уровня образования учащихся важно, как и для их нравственного становления.

Отвечают ли требованиям времени педагогические кадры ?
Позвольте сначала продолжить ответ на первый вопрос. Сейчас школы в глубинке претерпевают творческий подъем. Новая волна, скажем, захлестнула ранее ничем не выделяющиеся из общего ряда образовательные учреждения. О маленьком посёлке Выша, где сох-ранена школа, теперь узнали и в республике. Учитель химии сумел разглядеть скрытый потенциал в своих учениках и развить недю-жинные способности. Три призера республиканской олимпиады по этому предмету его подопечные. Причем один из учеников Сергей Широкопояс стал абсолютным лидером.

К чему это предисловие ? Учительский состав высокообразован. 506 учителей района из 679 закончили вузы. И сконцентрированы они не только в поселковых школах, а равномерно. Большая группа преподавателей после аттестаций получает высшие и первые категории. Так что базовые знания есть кому давать. Хотя обнажилась проблема : старение кадров.

Попробую угадать ход ваших мыслей. Молодых не заманишь, стареющих заменить некому.
Да, вопрос назрел. С учительским стажем в 20 и более лет сейчас насчитывается подавляющее большинство. Где-то около 90% от всего состава. Пока нашли выход во взаимозаменяемости, но продолжаться так долго не может.

Главный препон — низкая зарплата ?
Не обязательно платить астрономические суммы, но сегодняшний заработок учителя смехотворен. Начинающий учитель, после пед-колледжа, например, по седьмому разряду получает 1500 рублей ($ 56), вкупе с доплатами зарплата увеличивается на 200-250 рублей. Педагогу с высшим образованием не «светит» больше 1627 рублей ($ 60). Ситуацию несколько смягчают аттестации, но в тарифной сетке заложен предел разрядов. Только заслуженный учитель может претендовать на относительно высокую оплату. Но сколько бывше-му студенту ждать звания ?

Ставки пугают, а посему почти нет обновления педкорпуса. В прошлом году были заняты только два вакантных места из тринадцати. Эти недоехавшие просто объехали нас стороной. Нужны, как воздух, не только молодые кадры, но и определенные предметники. В школах не хватает, например, математиков.

Иван Александрович, очень хорошо, что вы так критически оценили состояние образования, хотя в этой сфере больше позитивного, чем негативного. У меня есть основания так говорить.
Вы, похоже, имеете в виду результаты рейда республиканской комиссии, проверившей качество знаний и обученности учащихся школ района. Мнение о нас высокое. Учебные срезы в классах, а эта процедура проводится только членами комиссии без какого-либо вмешательства педагогов, показали, что Ломоносовых у нас есть кому готовить. Осталось проверить 18 средних и одну основную шко-лы. Надеемся, что картина срезов не даст крена в худшую сторону. Хочу подчеркнуть, что комиссия работает со своими контрольно-измерительными материалами, т.е. тесты для учащихся строго законспирированы даже от работников роо, не то что от директоров школ. Так что выводы далеки от фальсификации.

Иван Александрович, с педагогическими коллективами вы уже обсудили нововведения национального проекта и каковы же дальнейшие действия ?
Реализация программы будет проходить поэтапно. Спешить некуда, да и отличие нового проекта в том, что инициатива должна исходить не от руководства, а от низовых звеньев.

Я веду речь о коренном изменении в подходе к решению поставленных задач. Все пути, методы и способы направлены на обеспечение высокого качества образования.

Сегодня мы руководствуемся и проектом, и теми документами, которые приняты параллельно в республике и районе.

Проект предлагает всестороннее стимулирование инновационных программ в образовании, поощрение лучших учителей, поддержку способной, талантливой молодежи, внедрение новых информационных технологий. В решении местной власти также определены гранты, премии для педагогов, учеников, школ. То есть он рассчитан на лидеров, которые будут поддерживаться не только государст-вом, республикой, но и районом.

Критерии отбора лучших школ, напомню, лучших учителей и учащихся очень жесткие. Три образовательных учреждения получат гран-ты по 60 000 рублей за активное внедрение инновационных программ, 10 педагогов, добившиеся наивысших результатов в обучении, смогут претендовать на поощрения, как и 20 учащихся.

Все претенденты находятся в равных условиях, все имеют шанс проявить себя и доказать, чем ты лучше. Вознаграждения получат непосредственно те, кто победит, а если школа удостоится гранта, то средства пойдут на дальнейшее развитие этого учреждения.

Налицо материальная заинтересованность, но напрочь отсутствует принцип : всем сестрам по серьгам.
Глава Мордовии Н. И. Меркушкин в своем послании четко обозначил суть президентской инициативы. А принцип «всем сестрам по серьгам» исказил бы нововведения. Уравниловка далека от заинтересованности, от движения вперед. А проект как раз нацеливает на индивидуальный подход к решению задач в сфере образования.

Иван Александрович, первая часть проекта уже осуществляется : учителя получают за классное руководство.
Дополнительное вознаграждение также ограничено требованиями к работе. Одним из критериев является наполняемость классов. В поселковых школах при наличии 25 учеников и больше выплачивается 1000 рублей, в селе
при 14 и более. Значит, суммы не могут быть одинаковыми, в среднем по району она составляет 680 рублей на одного классного руководителя. И все же это прибавка, хотя, по большому счету, нужно начинать с увеличения зарплаты.

Иван Александрович, попробуйте подытожить вышесказанное.
Государство осознало драматизм ситуации и в нашей отрасли. Событие долгожданное и обнадеживающее. Нашлись и средства. Мо-жет, эти меры помогут заполнить вакантные должности, и молодежь, инициативная, творческая, перестанет игнорировать глубинку. А мы на местах сделаем все, чтобы желания и воля руководителя страны быстро и эффективно реализовались. Путин понял, что напряже-ние в этой сфере достигло пикового уровня.

Драма не только в недостаточной зарплате, но и в оснащённости. У нас многое изменилось в этом плане, решаем вопрос не столько компьютеризации, сколько подключения к сети Интернет всех школ. По специальной программе поступает спортинвентарь. Техноло-гия обучения выходит на качественно новый уровень. Лёд тронулся.

Л. Ширикова.
Районная газета "Время и жизнь", 11 марта 2006 г.

На первую страницу

На страницу Из века в век