Зубовополянские очерки : школа одного ученика > Зубова Поляна (Мордовия)

Школа одной ученицы

 

Когда-то в Марляе был колхоз, и население этой деревушки исчислялось сотнями человек. Наряду с сельскохозяйственным производством в общественную казну вносил свой вклад и кирпичный завод. Работы хватало всем. В то время никто не покидал обжитые места, наоборот, старались капитально устроиться. Молодые тоже на жизнь не жаловались. Обзаводились семьями, детей рожали. Школа в Марляе была тоже своя и от недостатка учеников не страдала.

Все пошло наперекосяк после того, как два соседних хозяйства объединили : местные фермы с живностью, земли и пастбища, прочее имущество отошли к Старо-Бадиковской усадьбе.

С того времени много других изменений произошло, но все они, как плугом, прошлись по судьбам марляйцев. Некогда процветающее место являет ныне печальную картину. 17 человек, проживающие сейчас здесь, поддерживают дыхание Марляя. Как скоро село издаст последние предсмертные хрипы, судить трудно. Уезжать последние марляйцы не собираются здесь их корни, лучшей земли для них нет на всем белом свете.

Кто в состоянии работает в кооперативе. Других вакансий нет.

Из всего, что осталось небренным в селе, некогда средняя, а ныне начальная школа. Из года в год количество учащихся в ней катастрофически уменьшается, причем угрожающими темпами.

Все классные комнаты, кроме одной, заблокированы, отопление газовое, а значит тепло и комфортно.

Всем хозяйством заведует Марина Михайловна Надейкина. Единственная учительница в Марляе учит единственного ученика. Четвероклассница её дочь. Больше в селе нет ни в одной семье детей такого возраста. Сестренку за партой сменит братик. Но ему всего пять лет.

Многие, минуя даже Старо-Бадиковскую школу, ходят на занятия в Ширингуши. Объяснение этому простое : желание учащихся и их родителей. Поэтому и в местном учебном заведении особого притока не наблюдается. По словам главы местной администрации И. И. Учаева, рождаемость упала ниже некуда. В 1990-х годах ежегодно регистрировалось по 40-50 браков, сегодня два-три, и после свадьбы молодые спешат покинуть родительские дома, обустраиваются на стороне. Всю социальную инфраструктуру в Старом Бадикове сохранили : не закрыли ни клуб, ни библиотеку, ни... Но жизнь в селе устраивает только людей более старшего поколения, а не тех, кто молод и горяч, у кого большие планы.

Марина Михайловна же, наоборот, закончив педучилище, вернулась на родину. От предложенного неперспективного места отказаться не смогла. Да и не захотела. Горела желанием заняться любимым делом, не угас азарт и поныне. Каждое утро отправляется она с малышкой из дома в школу, где по всем правилам проводит уроки. Эрудированному преподавателю приходится мириться с такими условиями работы, и бунт на корабле поднимать не резон : школа закроется.

Нет, утверждает И. И. Учаев, это не входит в планы власти. Мы стараемся сохранить её, ведь хлопнуть дверью перед носом учителя и ученика никогда не поздно.

Не накладно ли содержание для бюджета ? Отнюдь, расходы сведены до минимума : отопление одного класса плюс плата за потребление электроэнергии. Зарплата выдается не из средств местного бюджета. До Старо-Бадиковской школы в соседнем селе  путь не близкий, возить одного ученика еще более невыгодно, чем обучать в Марляе. Да и трудоустройство Марины Михайловны тоже проблема.

Экономические расчёты довлеют над человеческим фактором, и это не игра главы администрации в благородство, это здравый подход к реальному положению дел.

Кстати, о расходах. И. И. Учаев оперирует интересными цифрами : содержание одного ученика в Марляе обходится в несколько раз дешевле, чем его сверстника в Старо-Бадиковской школе, где, впрочем, на 78 учеников приходится 45 преподавателей.

А в округе марляйскую ученицу зовут «золотым ребенком», имея в виду дороговизну её обучения. Учитывая интеллектуальный уровень преподавателя и подход к обучению, может, Нина и выйдет из стен средней школы с золотой медалью, а капиталом для этого будут знания, полученные в маленьком учебном классе.

Л.Ширикова.

   Напечатано : районная газета "Время и жизнь", 30 октября 2004 г.

На первую страницу

На страницу Из века в век

На страницу Система образования в районе