Зубовополянcкие очерки : внеурочная молитва > Зубова Поляна (Мордовия)

ВНЕУРОЧНАЯ МОЛИТВА

В начале XX века во Франции возникло антиклерикальное движение интеллектуалов и общественности против преподавания религии, которое в те времена во французских школах было обязательным. Родилось понятие "свободы совести" — права не исповедовать никакую религию. Или исповедовать любую. Постепенно это привело к реальному отделению церкви от государства во многих странах, в том числе в Советской России. Но при Советской власти про вторую часть принципа забыли. Верующим не только не давали свободы совести, но и преследовали ...

В новой России в некоторых частях страны — видимо, как реакция на годы преследований — похоже, стала забываться первая часть ...

 

"В этом году 14-летняя Ирина Савоськина сдала на "отлично" выпускные экзамены в общеобразовательной школе. Но идти учиться дальше не захотела. Ира решила стать монашкой, и школьные учителя только поддержали рвение ученицы
Уже 10 лет в мордовской школе преподают Закон Божий.

ОПЫТ

В школах Брянской, Белгородской, Калужской и Смоленской областей появился новый предмет — "Основы право-славной культуры". Представители других конфессий на всероссийском уровне заговорили о дискриминации. Атеисты — о том, что в Основном законе говорится о "светском характере" образования. Между тем в селах, расположенных вблизи крупных церковных обителей, духовенство уже давно значит не меньше, чем местные власти.

Первые дети в Свято-Варсонофиевском монастыре, расположенном в Зубово-Полянском районе Мордовии, появились сразу после открытия обители, в 1996 году. Несколько священнослужителей тогда отдали своих дочерей на воспитание. Ирину Савоськину из села Куртошки Атюрьевского района привезла в обитель набожная мать. Ире тогда было 7 лет.

"До меня у мамы уже были дети : мальчик и девочка, — рассказывает Ирина. — Однажды, когда она была на работе, дома начался пожар. Братик и сестрёнка не сумели выбраться наружу и сгорели. Мама очень переживала и винила себя в их гибели, а потом поклялась, что если у нее еще будет ребенок, то он посвятит себя служению Богу. Родится мальчик, станет священником, девочка — монахиней. Через год родилась я".

Ровно в восемь утра, получив благословение настоятельницы монастыря Варсонофии на посещение школы, десять дев-чонок выходят из ворот обители. Черные школьные сарафаны до пят, белые платочки, за спиной ранцы с тетрадями и учебниками. Из храма божьего в храм светских знаний. Впрочем, Покров-Селищинская школа тоже находится под мо-настырским влиянием. Старшеклассницам запрещено пользоваться косметикой и ходить без платка, единственное их отличие от воспитанниц приюта — это длина юбок, у местных девушек они не до пят, а чуть ниже колен. Дискотек, по-священных светским праздникам, в школе стараются не проводить. Зато все церковные даты отмечают с размахом. Проводят утренники для учеников с песнопениями и постановками сцен из Библии. В школе уже несколько лет зубрят Закон Божий. Из 63 учеников кружок в обязательном порядке посещают 49 детей.

"Наши ученики отличаются от детей из других школ. Они тихие, спокойные, не ругаются матом, гордится руководитель кружка Надежда Беляева, по совместительству преподающая химию и естествознание. — Я сразу детям говорю : есть научная точка зрения, а есть другая, православная, которой придерживаюсь я. И знаете, ученики тоже отдают ей пред-почтение. Например, в 5-м классе я объясняла теорию Дарвина. А потом провела опрос : считаете ли вы, что человек произошел от обезьяны, или его создал Бог ? Все дети ответили, что Всевышний, кроме Саши Капаева. Но он так сказал про обезьяну не от души, а чтобы выделиться".

В 1996 году открылся Свято-Варсонофиевский женский монастырь. А к 2000 году христовы невесты возделывали уже 50 га земли и имели сотню овец. Сейчас монашки обрабатывают 250 га земли, сеют зерновые: пшеницу и ячмень, сажают картофель и свеклу. В хозяйстве 30 дойных коров, более 300 овец, сотни кур и уток, пасека, в теплице выращивают огур-цы и помидоры. Есть у богомолок своя пекарня, мельница, молотилка, коптильный цех, несколько тракторов и сельхоз-машин. Местные сельхозкооперативы уступают по оснащенности техникой монастырю и едва держатся на плаву, балан-сируя на кредитах, ссудах и лизингах. А жительницы обители тем временем уже завоевывают местный рынок. Излишки своей продукции — копчёных кур и уток, молоко, яйца — они продают на базаре в райцентре. У прилавка, за которым торгуют женщины в чёрном, выстраивается длинная очередь.

Монастырский доход растёт, а вместе с ним растет и влияние. Местные мужики по утрам приходят наниматься на ра-боту в монастырь. Газификация села проводилась при участии монастыря. Церковь также помогала строительству новой школы, поэтому участие монашек в образовательном процессе местных жителей уже давно не удивляет.

С мечтой о пострижении в монахини живут все девочки. Ни одна из воспитанниц так и не покинула стен монастыря.

Лилии Ивановой 15 лет. Она в прошлом году окончила школу, выигрывала районные олимпиады по химии, но идти учиться дальше отказалась. Так же, как Ирина Савоськина, она решила остаться в обители. Теперь Лиля помогает млад-шим воспитанникам познавать православные истины : "Здесь я чувствую себя нужной. А что я буду делать там ? " — говорит она.

Другой мир для девчонок начинается сразу за стенами монастыря. Хотя Покров-Селищинская школа и старается жить по православным канонам, воспитанницы знают, что сильно отличаются от своих сверстниц. Они не слушают современную музыку, не смотрят сериалы, не следят за модой. Брюки и мини-юбки для них под запретом. А поход на танцы — грех.

"Нас и не тянет на дискотеку, — говорит Ирина Савоськина. — Там срам один и шум. От танцев толка нет, лучше помо-литься поусерднее и поработать для процветания обители".

Г. Петелин.
   Напечатано : журнал "Русский курьер", 2006 г.

На первую страницу
Назад на страницу Зубовополянские очерки