Память
|
Каждое утро Ефросинья Давыдовна Евтешина, затопив печь, выходит на крыльцо своего дома, чтобы по дыму из труб домов соседок убедиться, что с ними всё в порядке. Их с мужем изба в п. Круглый крайняя. Пограничная, как говорят они сами. Вот и несут негласную службу, присматривая за старухами. Из 15 жителей только в трёх семьях есть мужики, остальные вдовствуют. По берегу Вада тянется всего одна улица, что для обзора удобно — как на ладони домики, плотно прижавшиеся друг к другу. Когда-то здесь насчитывалось около 100 дворов, сегодня на один обитаемый приходятся пять заколоченных. |
|
Их не продают и не восстанавливают по одной простой причине — некому. Хозяева, дожив до глубокой старости, ушли в мир иной, детям до рухляди нет дела. Ефросинья Давыдовна самая «молодая» в поселке, ей 66 лет, остальным по 75-78 годков. Поневоле приходится в «командирах» ходить. При муже живёт, да и лошадка в хозяйстве водится. Дети сотовый телефон оставили, только через него связь и держат. Что ни слу-чись с жителями — к Евтешиным идут. В больницу доставят, читалку для покойника привезут ... Умирают здесь редко, но метко. Если один уходит на тот свет, то тянет за собой многих. |
|
Года три назад сразу семерых похоронили. Прямо необъяснимый «семейный» подряд. Хо-тя живут долго, последнего деда аж в 98 отнесли на погост. Благодатные места здесь для продления лет : воздух лесной, разнотравье летом ... Красоту и не описать. Зимой по самые окна заносит снегом, всякое движение в тягость. Силы уже не те, чтобы часто дорожки чистить, однако санный путь наезжен. Другой транспорт может одолеть до-рогу до Круглого только в сухую погоду, как и до Журавкина — центральной усадьбы. И в другую сторону до Умета тоже не близко — 12 км. Хоть и асфальтированная дорога, но с началом холодов заезжие охотники и рыболовы — редкие гости. |
|
Даров леса и реки тут не счесть. Места полудикие, не зря в народе знают этот поселок больше как Дикий. Основание есть. В пору раскулачивания сюда бежали зажиточные кре-стьяне из Журавкина и Свеженькой, скрываясь от лютовавшей Советской власти. С той поры и обосновались здесь люди, не бедствовали даже, когда и сюда солдаты нагрянули, забрав последнее. Кормились дичью, рыбой, земля плодила ... |
|
Её на сегодня много, незанятой, брошеной, заросшей. Обрабатывают столько, сколько кому по силам. Нанять тоже некого. Один ветер гуляет по усадьбам да по развалившимся избам. Одна из старушек вспоминает : — Хорошо раньше было у нас. Свадьбы игрались, дети рождались, песни пелись ... Ноне ни петь, ни рожать некому. Дети в город подались, слава Богу, наезжают, не забывают. Одно ладно : живем дружно. Другая добавляет : — Друг другу помогаем : где подсобим картошку собрать, где молочком угостим, у кого коровка есть, а где просто посидим, по-стариковски поговорим. Душа и обмякнет. Зачем, спрашиваю, вам огороды да скотина. Лишние хлопоты, да и пенсию получаете. Удивление отразилось на их пергаментных лицах, изборождённых глубокими морщинами. Одна совсем старенькая бабушка по-казала свои натруженные руки с узловатыми пальцами и как отчеканила : — Да без работы мы быстрее умрем. Сколько переделали этими руками в лесничестве, в своём дворе ... Разве усидим у окна дни напролет. Потихоньку шевелимся, и слава Богу. Бог здесь, кстати, у каждой свой. Нет и никогда не было места, где можно помолиться всем. Однако поминают его часто, но не всуе. Только на него и надеются, на его милосердие к старым и немощным. Иконостас в углу дома — обязательный атрибут, в праздники тоже воздают дань Богу каждая по отдельности. Но вместе живут по божьим заповедям, что и ценится Всевышним. Богатства земные не скудеют, и посёлок, которому гибель предрекали еще несколько десятилетий назад, стоит себе. Я успела заметить, что о неудобствах старушки говорят без гнева. Уклад жизни, казалось, устраивает их. Оторванные от внеш-него мира, от страшных событий, наблюдающие за происходящим, сидя у телевизоров — благо, электричество всегда есть, — и не получающие другой информации из газет, ибо их никто не доставляет сюда, они не огрубели душой, по-детски наивны и также по-детски легко уязвимы. Тишина и покой здешних мест отразились на психике жителей. Не нужны никакие успокоительные средства, да в домашних аптечках у старушек их и нет просто. От других недугов — сколько хочешь. На лекарства уходит треть пенсий : медработника нет и не было в поселке — надежда только на свои запасы. Валентина Фокина, женщина, располагающая к разговору и живущая здесь давно, не мыслит себя вне этого мирка. Муж зовет переехать, она даже и подумать боится об этом. Родные места. Крепко держат и узы родства — тут почти все друг другу сватья, братья, сестры, тети, дяди ... Переплелись поколения крепко. Привязанность к родственникам, к земле, приобретённая старши-ми, не утратилась, передалась, словно по эстафете, детям. Летом Круглый оглашается звонкими ребячьими голосами. У многих внуки предпочитают город посёлку в глуши. Ночи напро-лёт на берегу Вада молодежь жжёт костры, слушает музыку, занимается спортом. Сделали сами нехитрые приспособления и пробуют силушку. В 1984 году их отцы, также собравшись, решили вытащить из реки дерево, мешающее нырять. За раз не полу-чилось, пришлось технику на помощь призвать. Нашли и применение морёному дубу. Василий Фокин предложил из него сделать памятник землякам, пострадавшим от реп-рессий. Придумывать ничего не стали, подошли к реализации идеи по-житейски просто. Перевернули комлем кверху, закопав остальную часть в землю, позже прибили табличку. Так местные церетели отдали дать памяти предкам. Стоит по сей день памятник на берегу Вада, среди покоя и красоты зимой, летом — в центре веселья беззаботной молодёжи. Что же тянет сюда избалованных городских внуков ? Валентина Фокина говорит : мол, мы детям, а они своим детям сумели привить любовь к малой родине. К этим истокам стремятся и млад, и стар. Здесь их корни. Здесь их деды и прадеды. Это еди-нение душ до сих пор не утрачено, тянет, словно магнитом, в благословенные места. Привязанность и зиждется, похоже, как раз на атмосфере, царящей вокруг. Атмосфере благости, человеколюбия, почитания старости, уважения прошлого, преклонения перед ним. И зовётся это верностью, а не прозябанием в глухом краю. Л. Ширикова Напечатано : районная газета "Время и жизнь" 29 ноября 2003 г.
Статья о посёлке в
газете "Труд"
ПРИМЕЧАНИЕ :
27 октября 2004 г. сюжет о посёлке
Дикий был показан по московскому телеканалу СТС
Другие рассказы зубовополянцев о коллективизации и
раскулачивании : |
На страницу История создания района
На страницу Из века в век
Поимённый список жертв репрессий в Зубово-Полянском районе