Как живёт автотранспортное предприятие > Зубова Поляна (Мордовия)

Формула выживания банальна : ищи и обрящешь

 

Как живёт в конце этого 2004 года Зубово-Полянское автотранспортное предприятие ?
Разговор с
его директором Иваном Алексеевичем Пиваевым.

Иван Алексеевич, система рапортов изжила себя, путь к намеченному намного тернистее. Показатели сегодня не столь важны для «верха», сколь для вас.
Экономические прогнозы нам никто не отменял, но вы правы. Не побегаешь, не найдешь фронта работ, не будет денег ни на зарплату, ни на развитие собственной базы. А мы сохранили все структуры, не уволили ни одного работника по своей инициативе. Более того, не отменили премиальную систему поощрения за труд. За счет чего, спросите. Собственных возможностей. Ведь Министерство промышленности, транспорта и связи Мордовии нам ни копейки не дает на эти расходы.

Не секрет, что пассажирские перевозки были, есть и остаются планово-убыточными. Значит, получаете дотации ?
В год мы перевозим пассажиров, пользующихся льготами, а их 57 катерорий, на 3 млн. 665 тыс. руб. Эту сумму нам возмещают, но частями и чаще несвоевременно. Сидеть и ждать ?

Добавлю : остановки автобусов и сокращения маршрутов ?
Вот-вот, а мы, несмотря на изношенность транспортных единиц, не допустили этого. Есть своя ремонтная служба, золотыми руками членов коллектива восстановлен и поддерживается в рабочем состоянии весь автопарк.

Выручка от сборов еще ни разу не окупила рейс. Сейчас тем паче. Стоимость литра бензина зашкалила за 12 рублей, но сообщение все равно мы обязаны обеспечить. Зачастую везем одного-двух пассажиров до конечного пункта и в гордом одиночестве обратно. Затраты колоссальные.

Иван Алексеевич, а если перенять опыт городов и использовать «маршрутки» ?
Кто бы еще их нам купил, а так я «за» обеими руками. Вы годно, когда мал пассажиропоток, у нас есть такие расчеты. Пока мы не располагаем средствами, в конце концов, эта проблема на слуху в министерстве. Может случиться, их поставят централизованно.

Однако два новеньких большегрузных КамАЗа приобрели, пополнив ими парк.
И два ПАЗа, теперь у нас 22 автобуса. Цены на билет не мы устанавливаем, это не наше право. Повышения мы и сами остерегаемся: потеряем количество. Нововведение с 1 января 2005 года монетизация  льгот тоже не знаем, как отразится.

Но должна же быть какая-то злотоносная жила, если вы не знаете пока проблем ни с платежами в фонды, ни с зарплатой.
Стоим твердо благодаря грузовому транспорту. Те самые КамАЗы купили по лизинговой системе, и она уже окупила себя. Кормилицы наши, однако, зарабатывают средства не в районе. Нет на них здесь спроса. Приходится арендовать технику по договорам в другие области. Объездил, слава Богу, полсвета, клиентура теперь сложилась. Правда, в уборочную страду машины задействованы, но месяц-два. Простои ныне золотые, нашли вот такой выход.

Волка ноги кормят, как вылюбите повторять.
Вы знаете другой принцип выживания в этих условиях ? Я нет. Самостоятельность, она ведь тоже палка о двух концах : велик риск потерь.

Иван Алексеевич, а зимой у водителей КамАЗов менее напряженный ритм ?
Кто сказал ? Рубить курицу, несущую золотые яйца, не разумно. Мой план пока работает и приносит прибыль предприятию.

Как у Филатова в сказке про Федота : «Получается, на мне вся политика в стране
Нет, я нисколько не принижаю роль своих помощников, вклад рядовых работников. Наоборот, коллектив сложился. Он мне доверяет. И я знаю, что входит в мои обязанности: не допустить краха предприятия. Разве мало тому примеров в районе. Да, в конце концов, честь мундира не позволяет вести барскую жизнь. Ждать милостей не от кого.

Это не бравада, Иван Алексеевич, это истина, понимаю. Надо думать, и других планов громадье в вашей голове ?
Сидит одна заноза: обновить автопарк ! Тогда б... Хотя жизни без проблем не бывает.

А не хотели бы организовать коммерческие маршруты ?
Мы начинали с этого, но эту нишу довольно оперативно заняли частники. И сейчас конкурентов хоть отбавляй. Соперничать, скажем, с «Автофаном» себе в убыток. Да и зачем пустые потери ?

Давно хочу спросить. Существует какая-либо статистика пассажироперевозок ?
Она есть. За год наши ми услугами пользуются 1 млн. 080 человек. Нагрузка, видите, какая. Психологические контакты не всегда заканчиваются взаимопониманием сторон.

Вы имеете в виду жалобы пассажиров ?
Их, родных, объективных и надуманных порой. Разбираемся, наказываем. Но не судите строго и водителей их 22 более чем на миллион пассажиров. Все мы люди со своими слабостями.

Я знаю случай, когда ваши водители возвратились из рейсов с синяками и ушибами.
Всякие попадаются в пути. Но до суда дело не доводили. Может, и напрасно, тогда бы и о нас мнение изменилось. А то все в одни ворота бьют.

Еще интереснее факт знаю. Зашел контролер, так пока проверял билеты, ему столько претензий высказали и в весьма грубой форме : мол, кончай время тянуть, ехать пора.
А еще деньги платят в салоне, а билеты не берут. Зато в один голос твердят: водители в свой карман о-хо-хо сколько кладут. Куда проще изжить это нарушение: возьми проездной документ и вся недолга.

Иван Алексеевич, а может, поменять мужчин-водителей автобусов на женщин ? В городах так принято. Они более ответственны, дисциплинированны.
Меня устраивает штат. Но если бы хоть одна пришла, тут же купил новый автобус для нее. Не шучу ! А то кругом одни мужчины со своей жаргонной речью (смеется). Была бы своя королева дороги.

Значит, цветы в праздник покупать не будете ?
Среди инженерно-технических работников есть женщины, к счастью. Мы о них никогда не забываем, как и о ветеранах предприятия. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников автохозяйства с праздником и пожелать самого наилучшего !

А кого-то отдельно ?
Да нет в нашем коллекти ве такого разделения. Все как на подбор, чем и горжусь. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с ними. Верю в каждого. Будьте здоровы вот что главное.

   Напечатано : Л. ШИРИКОВА

Районная газета "Время и жизнь", 30 октября 2004 г.

На первую страницу

На страницу Из века в век