В
старину не было у мордвы верховных правителей. У других народов —
короли, цари, ханы. А мордва все свои дела решала на сходках.
Хорошо-то оно хорошо, да не очень. Каждому двору хозяин нужен, всякому
делу — своя голова. А царь — он народу всему голова, земли своей хозяин.
Обижали мордву чужеземцы : села разоряли, скот угоняли, данью
непосильной обкладывали, молодых парней и девушек в рабство уводили. Вот
и порешили старики избрать мордовского царя. Чтобы он, значит, народ
свой оберегал и судил-рядил по справедливости.
Собрались старики на сходку, бросили жребий — кому царем быть. Пал
жребий на крестьянина по имени Тюштянь. Он в это время землю пахал и
знать ничего не знал — забыли его позвать на сходку. Пришли старики к
нему в поле и говорят :
— Мы тебя своим царем выбрали !
Тюштянь отвечает :
— Не по силам мне народом править. Лучше я крестьянствовать по-прежнему
буду. А вы другого изберите.
— На тебя жребий показал, — говорят старики. — Значит, сам Шкай* того
хочет. Он накажет тебя, если волю его не исполнишь.
Достал Тюштянь из-за пояса кнут, которым лошадь погонял, и старикам
показывает :
— Смотрите, какое кнутовище — старое и сухое, как кость. Если сам Шкай
хочет, чтобы я был царем, то пусть это кнутовище покроется листьями и
расцветет яблонькой, пока я круг опашу.
Воткнул Тюштянь кнутовище в землю и тронул лошадь. Обошел загон,
вернулся на старое место, глядь-поглядь — цветет молодая яблонька.
Вот так Тюштянь и стал мордовским царем.
*
Шкай — языческий мокша-мордовский бог, верховное божество
---------------------------
Жил царь
Тюштянь между двух гор на реке Суре. Палаты у него дубовые о двух
этажах. Сидел он на золотой скамейке, а под ногами у него серебряный
мукорь*. Мудро правил Тюштянь своим народом, не обижал зря никого.
Только вот за воровство казнил сурово — на сухой осине воришек вешал.
Бесполезное, говорит, дерево — бесполезный и человек. Мордва
нарадо-ваться не могла на своего царя и молилась главному богу :
— Пошли ему, великий Шкай, долгих лет жизни ! Добрый у нас царь : лишь
десять алтын податей с нас собирает, в семь лет один раз в солдатчину
берет. Мы теперь хорошо живем !
В саду у Тюштяня рос высокий дуб, а в том дубу борть** была, и
сидела в ней пчелиная матка. Однажды влетела пчелиная матка во дворец
через открытое окно, на плечо царю села и шепотком ему шепчет, говорком
говорит :
— Всем-то ты, царь, хорош, а ничего не знаешь ?
— Чего же я не знаю ? — Тюштянь спрашивает.
— На твое царство враги походом идут, видимо их невидимо. Скоро сюда
пожалуют, тебе голову отрубят.
Опечалился Тюштянь. Взял медный рог, вышел на крыльцо и протрубил на три
стороны. Сбежались к нему эрзяне и мокшане. Стал царь совет держать. С
врагами в бой вступить — сил мало, не выдюжить. Хлебом-солью недругов
встретить — рабами быть. Тайно уйти на иные, свободные земли, чтоб жить
без опаски, да никто не знает, где они, земли-то эти.
— Пойдем на закат солнца, — сказал Тюштянь. — Там поищем ...
Не все пошли. Которые богато жили, на прежнем месте остались — жалко
было добро бросать. А которые с царем ушли, те достигли чужого царства,
где правила злая царица. Сидела она у окна и в прохожих-проезжих стрелы
пускала из лука. Кто бы ни появился перед дворцом, она в того стрельнет
и радуется, если стрела в цель попадет.
Хотел Тюштянь спросить у царицы, куда ему дальше путь держать, а она в
ответ стрельнула в него и попала в правую руку. Заплакал царь Тюштянь и
взмолился :
— Великий Шкай ! Кормилец ! Всем-то я был хорош, да беда нынче настигла.
Помоги !
И велит он своим воеводам подать ему лук в семь пуд и стрелу в три пуда.
Припал царь на правое колено, натянул тетиву. Полетела стрела и попала в
угол дворца злой царицы. Заша-тался дворец и рассыпался. Злая царица из
окна вывалилась, упала на камни и разбилась до смерти.
Сбежались тут со всех сторон тамошние жители, стали Тюштяня
расспрашивать :
— Скажи, из какой страны ты пришел ? Ты богатырь или царь ? И чего ты
хочешь ? Убил ты нашу злую царицу — спасибо тебе, много горя мы
натерпелись от нее. Оставайся царем в на-шей земле, мы только тебя будем
слушать.
— У меня своего народа много, мне о нем надо заботиться, — говорит Тюштянь. — Не хочу быть вашим царем. А ищу я дорогу в ничейную страну на
свободные земли, чтоб от врагов укрыться.
— Ладно, — сказали жители. — Покажем тебе дорогу. Иди теперь, Тюштянь, на
восход солнца. Там у моря-океана людей нет никого. А хорошей земли
занимай сколько осилишь и живи со своим народом.
Дошли
они до великой Рав***. Решили отдохнуть, кашу сварить и пообедать. Не
успела каша свариться, откуда ни возьмись прилетела пчелиная матка, над
Тюштянем кружится, шепчет ему в самое ухо :
— Вражеская рать близко. За тобой гонятся, тебя в реке хотят утопить.
Уходи скорее.
Затрубил мордовский царь в медный рог, народ созывая. Потом подошел к
самому берегу великой Рав, взмахнул платком — расступилась вода в обе
стороны. Открылось сухое дно. Тюштянь вперед пошел, за ним мордва
повалила — эрзяне и мокшане. Не все, однако, за царем последовали.
Многие остались кашу доедать. Жалко им было оставлять кашу.
— Вот доедим, тогда пойдем,— говорят.
Перешел Тюштянь по сухому дну на другой берег, сомкнулась за ним вода.
Кто с царем был, тот спасся. А кто кашу доедал, тот в неволю попал. Вот
так-то !
*
Мукорь — подставка в виде обрубка дерева.
**
Борть
— улей простейшего устройства — дупло или выдолбленный чурбан.
*** Рав — древнемордовское название Волги
---------------------------
Как было
дальше, по-разному рассказывают. Одни говорят, дошел Тюштянь до синего
моря. Другие говорят, что помер он в пути-дороге, а его верная мордва
разбрелась кто куда.
Один старик рассказывал вот что. Сосед его, однодворец, тоже старик
древний, перед смертью признался : был он в мордовском царстве, но на
святом писании поклялся никому не говорить, где то царство находится. В
молодости он матросом на корабле служил. Поднялась в недобрый час
сильная буря, корабль перевернулся и потонул. Все погибли. А этот матрос
уцелел, уцепил-ся за какую-то доску, какая под руку попалась, и выплыл.
Три дня его по морю носило, пока не прибило к берегу. Выбрался он на
сухое и свалился без памяти. А когда в себя пришел, слышит — рядом
какие-то люди по-мордовски говорят.
Он месяц или больше у них жил. Потом ему помогли на чужой корабль
устроиться, чтобы на родину вернуться. Хорошо, сказывал, наши-то земляки
живут. Податей никаких. Все у них есть, всем довольны. И земли там
богатые. Пшеница родит сам-сорок.
А еще такой слух ходит. До моря они дошли, но свободной земли там не
оказалось. Все было занято. И решили вернуться назад. Царь Тюштянь уже
старый стал. Созвал он свой народ и сказал :
— Любезные мои подданные ! Не хочу я помирать на ваших глазах, а уйду в
леса дремучие ис-кать живую воду. Оставлю я вам на память свой медный
рог. Коль затрубит он, то знайте : это я вам знак подаю !..
Ушел Тюштянь ночью. В какую сторону пошел, никто не видел. А рог свой в
кустах спрятал. Подует ветер — поет рог, будто выговаривает :
— Я приду-у-у... Скоро приду-у-у...
Разыскивали люди тот рог. Но не дается он ни руке, ни глазу.. Вот словно
бы рядом гудит-поет, а не увидишь и не ухватишь.
А мордва, которая с Тюштянем ходила, разбрелась по всем губерниям. Её
наследки по сей день на Урале и в Сибири живут.
Литературный перевод С. Фетисова
Рисунок П. Алексеева
Мордовский фольклор
На первую страницу
Назад на страницу
Зарождение мордовской государственности
Назад на страницу
Ширингушское городище
|