|
Историко-этнографический сайт
|
||||
О районе |
не испортили, он отличался необыкновенно кротким, весёлым характером и все-гда больше заботился о других, чем о себе» — так вспоминала о нем его вдова Ольга Николаевна, урожденная Коротнева, на которой Павел Акинфиевич женился, будучи студентом. После домашнего образования Павла отправили в Москву, где он с отличием окончил 4-ю гимназию, затем в 1873 году поступил на юридический факультет Московского университета. Он хорошо играл на скрипке и гитаре, брал уроки пения. 20-летним студентом он впервые выступил перед публикой, исполнив в одном из концертов арию из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Выступле-ние поразило слушателей. Молва о студенте с необыкновенно красивым голо-сом, полным душевной теплоты, быстро распространилась по Москве. Он стал участвовать в благотворительных концертах, где московская публика и оценила молодого студента, его статность, красоту, красивый тембр и диапазон голоса. Особенно много пел для студентов, за что его прозвали «поющим студен-том Московского университета». А его знаменитый ответ на многочисленные приглашения «Идет, ладно» знала вся Москва. В репертуаре концертов были арии, русские народные песни и романсы, он считал, что «культ национального искусства необходим». С концертами он много ездил по России, был в Рязани, Саратове, Воронеже, Орле и, конечно же, на родной Тамбовщине. От концерта к концерту росла популярность молодого певца. В 1879 году его принимают на три года в Большой театр, однако выступления певца были так успешны, что администрация театра продлила контракт. Сценическая деятель-ность артиста продолжалась двадцать лет. За это время он исполнил десятки ролей, пел ведущие партии в операх Михаила Глинки, Игоря Бородина, Ан-тона Рубинштейна и других русских и зарубежных композиторов. П. И. Чай-ковский согласился дать Большому театру оперу «Евгений Онегин» только при условии, что партию Онегина будет петь Хохлов. Кроме пения Павел Акинфиевич много внимания уделял драматургии ролей. У него было много друзей в Малом театре, помогавших ему. Свое музыкальное мастерство он шли-фовал в Италии, выступал на знаменитой сцене. Природа наделила его не только красивым тенором, но и статной фигурой, «оне-гинским» лицом — таким, наверное, представлял своего героя сам А. С. Пуш-кин, — с врожденными благородными дворянскими манерами, поэтому Онеги-на он пел обычно без грима. На московской сцене артист пел партию Онегина сто тридцать шесть раз ! «Вряд ли Москва любила когда-нибудь другого оперного артиста так, как Хохлова», — написал историк искусства. Н. М. Мендельсон. Любили его не только как выдающегося певца, но и как прекрасного человека, доброго, бескорыстного, охотно выступавшего с бесплатными концертами перед студентами и разного рода землячествами. Великая актриса М. Ермолова вспоминала : «Всего себя Павел Акинфиевич от-дал на служение искусству как артист, как человек — на служение всем людям ... Великодушный и сердечный, он был любимейшим героем всех — и старых, и молодых, и всех, кому дорого родное искусство». Фёдор Шаляпин неоднократно говорил, что он учился петь у Хохлова, учился естественности, простоте его пения. Дважды им приходилось петь вместе в Большом театре : в 1889 году в опере «Фауст», где Мефистофеля исполнял Шаляпин, а Валентина — Хохлов. Любуясь его Демоном, Федор Иванович сказал про его загадочный, устремленный в неопределенную даль взгляд : «В этих глазах — вечность». Его голос высоко ценили итальянские певцы и дирижеры. Певцу не раз предла-гали остаться за границей, однако он был патриотом и не мыслил жизни без России. После нескольких перенесенных болезней в 1900 году Павел Акинфиевич при-шел к трудному решению закончить свою певческую деятельность. Прощальный бенефис состоялся 18 января 1900 года. Шел «Евгений Онегин». Газета «Рус-ский листок» так писала об этом спектакле : «... есть артисты, на чей талант не в силах положить печати всесокрушающее годы. Таким человеком, добрым товарищем, великолепным артистом был П. А. Хохлов. Вчерашнее чествование его было истинным праздником всех друзей искусства». При уходе из театра Па-вел Акинфиевич был удостоен звания заслуженного артиста, дирекция дала ему почетное право выступать в театре по его желанию в любой опере.
Семья Хохлова в начале 1900-х гг. Фото из Спасского краеведческого музея. После ухода из театра П. А. Хохлов уехал в свое родовое имение в село Устье, получив в наследство имение в селе Абашево. Обстоятельства сложились так, что от артистической жизни судьба опустила его в хозяйственные заботы об уро-жае, усадьбе, крестьянских делах. И надо сказать, что из него вышел хороший хо-зяин и общественный деятель. Что же касается пения, больше он не пел никогда, даже дома, несмотря на бесконечные просьбы родных и друзей. «Можно только удивляться твердости и силе его решения, — говорил его сын А. П. Хохлов. — Позднее уже, когда я поступил в университет и начал учиться пению у А. М. Додонова, приехав к отцу в деревню, я спел ему, и он сказал мне, что он не ожи-дал, что Додонов так хорошо ставит голоса, и добавил : «У тебя есть кое-ка-кие недостатки, но я тебе покажу, и ты поймешь, в чем дело». На следующее утро он мне сказал : «Ни черта я, брат, тебе показать не могу, так как, чтобы тебе показать, надо самому запеть, а я чувствую, что у меня еще голос цел, и если я запою, то меня потянет на сцену, и я не смогу не петь, а я этого делать не хочу». Поселившись в Спасском уезде, Павел Акинфиевич пошел по стопам своего отца, который 18 лет был в должности уездного предводителя дворянства. Он тоже был избран на эту должность, а также председателем земского собрания и училищного совета, исполнял их с 1903 по 1917 годы, избирался гласным (депу-татом) губернского и уездного земских собраний, депутатом Государственной Думы 4-го созыва (1912-1917 годы). Его сын Сергей Павлович управлял име-нием в селе Абашево, где у них открылся кирпичный завод. Г. П. Хохлов, тре-тий сын, состоял членом кружка «Трудовой помощи» при станции Торбеево. По линии земства Павел Акинфиевич занимался вопросами состояния дорог в уез-де, открывал школы, библиотеки, в т. ч. оказывал помощь Спасской публичной библиотеке. По инициативе Павла Акинфиевича в уезде строятся школы (в том числе и в Зубовой Поляне), сооружаются дороги, открываются больницы и фельдшерские пункты, ремесленные мастерские для обучения крестьянских детей столярному, слесарному и кузнечному ремёслам. Не терял он связи и с музыкальным миром. В его усадьбе несколько раз гостила Елена Фабиановна Гнесина, известный музыкальный деятель, бессменный ак-компаниатор Хохлова. Хохлов поддерживал учёных, проводивших исследования в нашем крае : М. Е. Евсевьева, А. А. Спицына и других. Бывал он и в Зубовой Поляне. И не только для исполнения своих должностных обязанностей — здесь жил его зять К. В. Никифоров (см. дом Никифорова). События 1917 года нарушили мирную жизнь Спасского уезда. Новая власть в уезде не посчиталась с заслугами П. А. Хохлова, он вынужден был уехать в Мос-кву. В столице помнили знаменитого певца, предлагали ему снова выступать на сце-не, руководить студией. Хохлов категорически отказывался от подобных предло-жений, предпочитая карьере певца скромную должность контролёра Государст-венного контроля. Народным комиссариатом просвещения ему была назначена персональная пенсия. Осенью 1919 года 65-летний артист заболел воспалением лёгких и 19 сентября умер. Похоронен П. А. Хохлов на Новодевичьем кладбище. Великие люди не исчезают бесследно, прижизненная слава и добрые дела, со-вершенные ими, многие годы вдохновляют потомков. О Павле Хохлове напи-сано сравнительно мало, хотя роль его в русской музыкальной культуре огромна. Сказалось отрицание пролетариатом дворянской культуры. В 1947 году профессор С. Дурылин издал небольшую книгу, посвященную глав-ным образом творческой жизни великого певца. Некоторую помощь в работе над книгой автору оказал зубовополянский художник В. Г. Рябов, который передал профессору фотографию Хохлова и поделился с ним своими воспоминаниями. Мать художника в предреволюционные годы работала в земской управе вместе с Хохловым. Мальчиком в течение многих лет В. Г. Рябов наблюдал певца как господина председателя управы и сохранил о нём добрую память. Заканчивая книгу-исследование творчества великого русского певца, профессор Дурылин пишет : «В историю русского театра Хохлов навсегда вошёл не толь-ко как блестящий певец, замечательный артист, непревзойдённый создатель образа Онегина, но и как живое воплощение одного прекрасного образа — взы-скательного художника, общественного деятеля — человека в высоком, свет-лом смысле слова».
По материалам книги "Зубова
Поляна", Назад на страницу Культура и образование Назад на страницу Зубова Поляна в XVIII-XIX веках Назад на страницу Книга "Зубова Поляна" |