|
Историко-этнографический сайт
|
|||||||||||||||||||||||||||||
О районе
Мордовский Пимбур глазами эстонского этнографа в 1984 г.
|
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА В начало (в 1-ю часть) топонимического словаря Марляй, посёлок – мокш. В основе названия мокша-мордовские слова марлю "яблоня" и ляй "овраг" (дословно "яблоневый овраг"). Основан в середине 1920-х годов XX века. В "Списке населённых пунктов Средне-Волжского края" (1931) Марляй – посёлок из 34 дворов Ново-Бадиковского сельсовета. Молочница, посёлок – русск. Основан в начале 30-х годов XX века как молочно-товарная ферма для обеспечения продуктами питания рабочих, заготовлявших лес для новостроек первых советских пятилеток и для лагерей пенитенцарной системы. Мордовская Поляна (Мокшень Куженя), село – мокш. Находится на реке Лун-дан. В основе названия русское слово поляна – "безлесное место в лесистой по-лосе, вырубка, расчистка". Мордовское название Куженя также указывает, что поселение возникло на поляне. В "Списке населённых мест Тамбовской губер-нии " (1866) Мордовская Поляна – село казённое из 98 дворов Спасского уезда. Виды Мордовской Поляны Мордовский Пимбур (Прибора, Мокшень Пимбур), село – мокш. Компонент бур (бор) часто встречается в мордовской топонимиии. Название-термин : компо-нент пим "край" , компонент бур (пора, бора, бороня) "роща". Деформированный топоним Пембора указывает, что населённый пункт обосновался на краю рощи, у самого леса. В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1866) Николь-ское (Мордовский Пимбур) – село казённое из 26 дворов Спассого уезда. В "Цар-ском указе 182 (1674) года об отказе примерной земли" упоминается "у озерков Керенского уезду деревня Пумборы с мордвою". Навля, посёлок – русск. Названо по речке Навля, на которой расположен посё-лок. В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1866) Новлейский – хутор из 1 двора Спасского уезда. Современный посёлок формировался в начале 30-х годов XX века. Новая Поляна (Од Куженя), деревня – мокш. Название образовано от русского слова поляна "безлесное место в лесистое полосе, вырубка, расчистка". Основана в начале XX века переселенцами из Мордовской Поляны. В "Списке населённых пунктов Средне-Волжского края" (1931) Новая Поляна – деревня из 67 дворов. Новая Потьма (Од Потьма), село – мокш. Находится на реке Парца. В основе названия мокша-мордовское слово потьма "глубь леса, далёкое место в лесу, лес-ная глубинка, глушь". В "Списке населённых мест Тамбовской губернии" (1866) Новая Потьма – село казённое из 111 дворов. Новое Бадиково (Од Байдеку), село – мокш. Находится на реке Вад. Название-антропоним тюркского происхождения : темниковский служилый татарин Бидик (Байдик), возможно, в этом месте имел земельную дачу. В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1866) Новое Бадиково – село казённое из 90 дворов Спасского уезда. Новобадиковцы "веру греческого исповедания восприняли 9 апреля 1742 года." Мокшанская легенда о появлении названия села.
трансформировавшееся в более благозвучное Боздуновка. В "Списке населённых мест Тамбовской губернии" (1866) Новые Выселки (Боздуновка) — село казённое из 245 дворов Спасского уезда. Новый Студенец, посёлок – русск. Происхождение названия связано со словом студенец "холодная, ключевая вода; колодец, колодезь, кудук, креница, копань, копанка на холодной водяной жиле, ключ из земли, родник" (В.И.Даль). Основан в начале 30-х годов XX века переселенцами из села Студенец. Од Веле – мокш. Назван по имени колхоза "Од Веле" ("Новая деревня"). Основан в начале 30-х годов переселенцами из села Вадово-Селищи. Од Веле, посёлок – мокш. Назван по имени колхоза "Од Веле" ("Новая деревня"). Основан в начале 30-х годов переселенцами из села Новые Выселки. Озёрный, посёлок – русск. Название-гидроним : посёлок возник у озера. Осно-ван в начале 30-х годов XX века рабочими лесхоза. Ольховый (Лепеляй), посёлок – мокш. В основе названия русское слово ольха. Такое название дано в связи с расположением посёлка около зарослей ольхи. Основан в начале 30-х годов. Ольховый, лесной кордон. Находится к югу от Ширингушей. Парца (Парьхця), посёлок – мокш. Назван по реке Парца, на которой располо-жен. Основан в начале 20-х годов XX века. В "Списке населённых пунктов Сред-не-Волжского края" (1931) Парца – посёлок из 36 дворов. Парцинский (Парцинскяй), посёлок – мокш. Назван в связи с местоположением посёлка у реки Парца. Основан в начале 20-х годов XX века. В "Списке населён-ных пунктов Средне-Волжского края" (1931) Васильевка – деревня из 28 дворов. 3 марта 1964 года посёлок Васильевка переименован в посёлок Парцинский. Первое Мая (Свинолуповка), деревня – мокш. Название-символ, отражающее поверья и идеалы советской эпохи. Переименование из Свинолуповки в Первое Мая произошло в 1948 г. Находится на реке Чиуш. Название Свинолуповка про-исходит от мокшанского сине "сыновья" и Луп "имя собственное". т.е. "сыновья Лупа" – основатели деревни были жителями Зарубкина. Сине Лупа позже было переделано по орфоэпическим правилам русского языка в Свинолуповку. В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1862) Свинолуповка – деревня казённая из 18 дворов Спасского уезда.
Пичёвка (Пиченя), деревня – мокш. Находится на речке Дербень. Название фло-ристического характера. Название-гибрид. Мордовская производящая основа пи-че осложнена русским топоформантом -евка. В "Списке населённых мест Там-бовской губернии " (1866) Пичёвка — деревня казённая из 129 дворов Спасского уезда. В местном фольклоре бытует ещё одно шутливое название этой деревни, появившеееся, вероятно, в начале 1960-х годов ― Куба. Название возникло отто-го, что в период весеннего половодья на какое-то время деревня полностью отсе-кается вешними водами от окружающего мира, представляя собой нечто вроде острова. Пичпанда, село – мокш. Название образовано от мокша-мордовских слов пиче панда "гористое место, поросшее сосновым лесом". В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1866) Пичпанда – село казённое из 128 дворов Спасско-го уезда. Жители деревни приняли веру греческого исповедания 10 марта 1742 года. Подлясово (Польдяз), село – мокш. Находится на реке Вад. Название-антропо-ним. Восходит, вероятно, к дохристианскому имени Полдась (Полдаска), адапти-рованному в Подляс. Этот антропоним встречается в актовых документах XVI-XVII веков. Из "Извлечения из Верхоломовской десятни" видно, что в 1681 году на юго-восточной границе Росссийкого государства служил мордвин-новокре-щён Пётр Адреевич Подлясов. В "Списке населённых мест Тамбовской губер-нии" (1866) Подлясово – деревня казённая из 134 дворов. Покас, посёлок – мокш. Название-характеристика : "Покать – покат, пологость, отлогость, спуск или подъём, изволок, горный склон." (В.И.Даль). Основан в го-ды коллективизации, после 1930 года, переселенцами из разных мордовских сёл.
78 дворов Спасского уезда. Село Покассы всегда славилось своими вальщиками и валенками. Виды Покасс. Покровские Селищи (Велязем, Покровскяй Селища), село – мокш. Название об-разовано от мордовских слов веле эзем "место села, селище". Русское название- калька : оно является переводной копией мордовского названия. Обычно при та-ких переводах меняется форма названия, но сохраняется этимология. Названия со словом селищи часто встречаются в Мордовии. В "Списке населённых мест Там-бовской губернии" (1866) Покровские Селищи — село казённое из 141 двора Спасского уезда. Поповка, посёлок – мокш. Находится на реке Лундан. Населённый пункт возник на землях, принадлежавших булдыгинскому священнику и называвшихся попов-скими. Основан в начале 20-х годов XX века переселенцами из села Булдыгина. В "Списке населённых пунктов Средне-Волжского края" (1931) Поповка – посё-лок из 29 дворов.
они и в других местах Мордовии. В "Списке населённых мест Тамбовской гу-бернии" (1866) Потьминский — хутор из 2 дворов Спасского уезда. В настоящее время это посёлок с 3400 жителей (2004). Быстрое развитие посёлок получил в связи с постройкой в 1913 году ж/д разъезда. Позже разъезд преобразуется в стан-цию. В начале 1930-х годов, в связи со строительством лагерей для заключён-ных, от Потьмы строится Явасская узкоколейная ж/д ветка. Преображенка, посёлок – русск. Название символического характера, связанное с поверьями и иделами советского периода : оно образовано от слова преобра-жаться. Посёлок основан в начале 30-х годов переселенцами из села Русский Лундан. Промзино (Паранза), село – мокш. Находится на реке Вад. Название-антопоним : его присхождение связано с дохристианским мокша-мордовским именем Промза (Парамза). Имена типа Промза, Чамза, Вечкинза до христианизации были рас-пространёнными среди мордвы. В "Жалованной грамоте великого князя Ивана Васильевича Кадомской мордве" в 1538 году сообщалось о пожаловании землёй "кадомские мордвы Порвата, да Поромзу, да Авкеймана Малемасовых детей Уз-ника". В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1866) Промзино — деревня казённая из 127 дворов Спасского уезда. Пружанское лесничество (Пружанскяй Лесничества), посёлок – мокш. В основе названия слово пруженье "запруда, небольшой искусственный водоём". Основан в 30-х годах XX века рабочими лесхоза. Пучкворня, посёлок – мокш. Назван по речке Пучкворня. Основан в 30-х годах XX века рабочими лесхоза. Родниковка, посёлок – мокш. В основе названия русское слово родник "ключ, источник". Населённый пункт был основан в начале 30-х годов XX века пере-селенцами из села Булдыгино в пойме реки Лундан, у большого родника, около которого с древних времён совершались обрядовые ритуалы в дни народных гу-ляний и праздников. Романовка, посёлок – мокш. Название-антропоним : крестьянин Роман Тазин был первопоселенцем-основателем поселения. Основано в начале 20-х годов XX века. В "Списке населённых пунктов Средне-Волжского края" (1931) Романовка – посёлок из 24 дворов. Русский Лундан (Сергиевское). Названо по реке Лундан, на которой находится. Основано в XVII веке темниковскими служилыми татарами на Керенской засеч-ной черте юго-восточной границы Российского государства. В 1693 году Матвей Михайлович Вешняков "завладел в Керенском уезде землями А. Карачурина, жившего в деревне Татарский Лундан и построил на тех землях новую поселе-ние с церковью, и назвал его селом Сергиевским." В "Списке населённых мест Пензенской губернии" (1869) Лундан (Сергиевское) – село казённое и владель-ческое из 138 дворов Керенского уезда. Ряньзя, посёлок – русск. Назван по речке Ряньзя, на которой расположен. Осно-ван в начале 30-х годов XX века переселенцами из села Ряньзя (которое ныне находится в Вадинском районе Пензенской области). Савва Сбродовка (Погановка)
лено в "свежень" в связи с тем, что населённый пункт находится в окружении большого лесного масива, где ощущается свежесть воздуха. чистота водных ис-точников. Основана в годы первой мировой войны (1914-1918) на ж/д ветке Ку-старёвка-Вернадовка в районе лесозаготовок. Старая Потьма (Сире Потма), село – мокш. Находится на реке Парца. Проис-хождение названия связано с мокшанским словом потма "глубинка, далёкое мес-то в лесу, глушь". Населённые пункты с таким названием относятся к числу наи-более древних. В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1866) Старая Потьма – деревня казённая из 108 дворов. Старое Бадиково, село – мокш. Находится на реке Вад. Название-антропоним тюркского происхождения : возможно, в этом селе темниковский служилый та-тарин Байдик (Байдей) имел земельные дачи. В "Списке населённых мест Там-бовской губернии " (1866) Старое Бадиково – деревня казённая из 144 дворов Спасского уезда. Мокшанская легенда о появлении названия села.
зации в начале 30-х годов переселенцами из села Кажлодка.
земельной собственности в Казанском ханстве. Тарханами назывался особенный привилегированный разряд лиц в ханстве (см. внизу страницы). Тарханное зем-левладение имело место и на территории мордвы, оказавшейся в составе Казан-ского ханства, что непосредственно отразилось в топонимии. В "Списке насе-лённых мест Тамбовской губернии" (1866) Тарханская Потьма – село казённое из 133 дворов Спасского уезда.
Татарский Лундан, село
– тат.
Название-гидроним : населённый пункт возник на реке Лундан. В "Списке
населённых мест Пензенской губернии" (1869) Лун-дан (Сергиевское)
– село
казённое (татарская часть) и владельческое (русская часть) из 138 дворов с
церковью и мечетями Керенского уезда. В 1693 году в "Грамоте Керенскому
воеводе И. С. Чубарову о выдаче грамоты А. Вешнякову на поместье
керенского татарина А. Карачурина" сообщается, что Матвей Михайло-вич
Вешняков "завладел в Керенском уезде татарскою деревнею Лунданом и
по-строил в той деревне церковь и назвал его селом Сергиевским".
кого края" (1931) Уголок — посёлок из 17 дворов Каргальского сельсовета. Ударный (Ударнай), посёлок – мокш.-русск. Название символического характе-ра: первопоселенцами были комсомольцы-ударники, заготовлявшие лес для мос-ковских новостроек. Основан в 1929 году переселенцами из сёл Журавкино, Подлясово, Шалы, Кишалы. Удёво, посёлок – русск. Название-гидроним : село Удёво (Гоголев Бор) и посё-лок Удёво находятся на речке Удёв.
деревня Умёт (Дворики), хутор Каменный Умёт .... Нередок и в Самарской губер-нии. Происхождение названия связано с русским архаическим умёт "одиночный хутор, служивший станцией для обозчиков". Определение Авдалов(ский) указы-вает, что умёт был создан на дороге, проходившей через земли, принадлежав-шие деревне Авдалово. Уморский, посёлок – русск. Происхождение названия, возможно, связано с мокша-мордовским словом умарь "яблоня"; населённый пункт обосновался в лесу, где росли яблони-дички. Основан в начале 30-х годов XX века комсомоль-цами, заготовлявшими лес для московских новостроек. Чапаев, посёлок – мокш. Название мемориального характера : дано в честь из-вестного участника гражданской войны – командира Красной Армии Василия Ивановича Чапаева. Основан в начале 30-х годов переселенцами из села Новые Выселки. Чиуш, деревня – русск. Названа по реке Чиуш, на которой расположена. В "Спи-ске населённых мест Пензенской губернии" (1869) Чиуш – деревня владельческая из 14 дворов Керенского уезда. Чуфаровка, деревня – русск. Находится на реке Чиуш. Название-антропоним : служилые люди на Керенской засечной черте Чуфаровы были владельцами де-ревни. В актовом документе 1674 года сообщается "Левая сторона вверх по Каж-лятке дороге ... полуголовы московских стрельцов Данила Лопатина да Клемен-тия Чуфаровского". В "Списке населённых мест Тамбовской губернии " (1866) Чуфаровка – деревня владельческая Спасского уезда.
Школа Тракторных Бригадиров (Тракторная), посёлок – мокш. Название ука-зывает на то, что жизнь посёлка тесно связана со школой трактористов. Основан в 1931 году переселенцами из сёл Зубова Поляна и Потьма для работы в совхозе "Животновод". Позже здесь открыли сельское профтехучилище. Ныне входит в состав Зубовой Поляны.
Источники : И. К. Инжеватов
"Топонимический словарь Мордовской АССР", Саранск, 1979 А. Прохоров, краевед В начало (1-ю часть) топонимического словаря
Топонимика, этнография, нравы соседних с районом поселений : "Помимо титулованной знати ... в Казанском ханстве имелся ... разряд привилегированных лиц, обладавших земельной собственностью и освобожденных от государственных податей и повиннос-тей всякого рода. Эти лица назывались тарханами. Дошедший до нас документ — тарханная грамота (ярлык) Сагиб-Гирея .. даёт представление ... о привилегиях тарханов : 1) названные лица и их имущество пользуются охраною со стороны государственной власти — "к названным лицам на дорогах в жилищах, в пути, дома, во всякое время, к их людям полям, возам, скоту не смеют пусть прикоснуться злые намерения и не вмешиваются злые поступки и действия ни одного че-ловека... К имуществу, собственности, деньгам, водам, землям никто пусть рук не протягива-ет... Ни с каких сторон вреда и притеснений (им) не причинять... Всякого рода насилий, бед, вре-да, беспокойства не причинять"... 2) тарханы освобождаются от разного рода налогов, податей и повинностей — перечисляются 9 видов налогов и податей, квартирная повинность по размещению проезжающих чиновников и натуральные повинности по доставке продовольствия и фуража. Ох-рана тарханов гарантируется правительством в следующих выражениях: "Если же кто, не слушая повеления ярлыка, причинит насилие, беды, вред, беспокойство, тем хорошего не будет". Осво-бождённое от всяких государственных повинностей сословие тарханов имело только одну обязан-ность, обозначенную в ярлыке : "Пребывая в спокойствии, вечером, утром, днём и ночью, они воссылали бы молитвы и добрые пожелания нам (т.е. хану) и нашим потомкам". Таким безза-ботным представляется, согласно документу данной эпохи, существование этих привилегирован-ных лиц, обладавших значительным имуществом и состоянием и выдвинутых на высшие ступени благополучия." (М. Худяков "Очерки по истории Казанского ханства") На страницу История возникновения Зубовой Поляны На страницу По следам старинных поселений |