Религиозные моляны > Зубова Поляна (Республика Мордовия)


Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Моление у родника.  Село Волгапино. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

МОЛЯНЫ

Дохристианские религиозные мордовские озксы-моляны (от озномс — молить-ся), подобно религиозным праздникам многих других народов, ведут свое про-исхождение со времени первобытно-родового строя. Они возникали, по-види-мому, не просто как религиозно-магические обряды, а в тесной связи с трудовой, хозяйственной практикой, из традиций общинных работ. Впоследствии к ним примешались разные магические представления, молитвы тем или иным боже-ствам, жертвоприношения. В праздниках-озксах мордвы очень четко прослежи-вается их связь с хозяйственной деятельностью, и прежде всего с земледелием. Они могли быть общественными, то есть устраивались всем селом, когда име-лись в виду интересы всего общества (первый выгон скота на луга, начало пахо-ты, сева, уборки урожая и т. п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи.

«Общественные моления, — отмечал мордовский этнограф М. Е. Евсевьев, — всегда совершались за деревней у ручья или родника, а так как в старое время ле-са находились всегда близко к деревне, то моления обычно происходили у опушки леса под дубом, вязом, липой, березой или сосной, но осину и ель мордва избегала. На одних молениях участвовали одни только мужчины, или только одни жен-щины, а на других могли участвовать те и другие вместе. Жрецов, для совер-шения обрядов, у мордвы не было. Семейные моления совершались старшими в доме, обычно хозяйкою дома, а на общественных молениях, для совершения об-рядов и чтения молитв, каждый раз выбирались особые старики или старухи. Обычно выбирались одни и те же лица».

Эти старики и старухи, выбираемые для проведения озкса, назывались озкс-атя-ми (озкс — моление, атя — старик), озкс-бабами (баба — бабушка) или инь-атями, инь-бабами (ине — великий, атя — старик, баба — бабушка).

Основным моментом всех озксов было жертвоприношение божествам, их корм-ление. Оно преследовало цель приобрести расположение божеств. С этой же целью на озксах произносились озномы — молитвы. За день до озкса обыкно-венно мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных озксов не работали. Работать в это время считалось грехом (пежеть). При молении об-ращались на восток, вздымая руки к небу или скрещивая их на груди ладонями под мышки, и кланялись, вставали на колени или падали ниц.

Большинство мордовских озксов имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны началом, серединой или завершением тех или иных работ.

Почти не известны мордовские обряды, связанные с зимним циклом сельскохо-зяйственного года. Есть лишь скупые сведения о том, что мордва период зимнего солнцестояния и поворот солнца на лето (начало прибывания дня) отмечала праздником каляданъ чи (день коляды). В этот праздник совершались разно-образные магические обряды, призванные обеспечить благосостояние в будущем году, чтобы уродился хлеб с соломой с оглоблю, с дугу колосом, с колядовую лепешку зерном.

Накануне Нового Года стряпали орешки, жарили поросенка, гуся или курицу. Ве-чером устраивали моление — озкс. Хозяйка брала в руки сначала каравай хлеба и, качая его над головой, просила Пакся-аву (божество поля), чтобы уродился хлеб; потом, взяв в руки чашку с орешками (пештть), просила Вирь-аву (боже-ство леса) об урожае орехов. Качая жареного поросенка, она просила Юрт-аву (божество жилища) о размножении скота.

В день Крещения пекли из теста лошадок, также фигурки в виде ульев, скотных дворов с коровами, овцами и свиньями, куриные гнезда с курами и яйцами. Ве-чером устраивали озкс. В Крещение и следующий за ним день катались на лоша-дях так же, как русские на Масленице. Если кто в этот день не катался на лоша-дях, то считали, что Кардаз-сярко (божество двора) защекочет его лошадей и они отощают.

Весенне-летний цикл мордовских озксов начинался с ливтема-совавтома озкса — моления первого выгона скота (ливтемс — выпустить, совавтомс — впус-тить), который обычно проводился в начале апреля. Следующим важным мо-ментом весенне-летнего цикла обрядов были обряды, связанные с севом яровых хлебов. Перед началом сева устраивался всей общиной кереть-озкс, т. е. моле-ние сохи, плуга (кереть — старинное, в настоящее время забытое, мордовское название пахотного орудия). В молитве, адресованной Шкаю, содержалась про-сьба дать урожай хлеба, чтобы были «широкий колосок», «толстая соломушка», «полное зернышко». Просили у Шкая-кормильца «дождичка», «теплую росицу», «долгого светлого дня», «некончающегося богатства», угощая его «печеным хле-бом», «яичницей из белых яиц», «мясом и коровьим, и овечьим». После молитвы садились обедать, а затем назначали день, когда выезжать на посев, и кто должен начинать первым. Для этого обычно выбирали счастливого человека, у которого хлеб родится и нога «легкая». Старосте давали наказ следить за тем, чтобы дру-гой кто-либо не выехал раньше выбранного, и затем расходились по домам.

Через некоторое время после посева яровых хлебов, который обычно проводился в конце апреля — начале мая, справлялся сараз-озкс (от сараз — курица) — общинный молян, посвященный божеству поля Норов-аве. Свое название это моление получило от того, что на нем приносились в жертву куры. Их резали на месте моления и варили в общих котлах. Перед трапезой обращались к божеству поля со следующей озномой (молитвой) : «Норов-ава, Норов-паз, глава поля, кормилица, на полевой меже твой дом, там же твое место — скамья, на поле-вой меже живешь, вокруг поля ходишь, ходишь по вспаханному полю, по посеян-ной ржи. Вот тебе пришли кланяться-проситься, с полной ношей, красивое имя твое вспомянуть, белыми хорошими руками, с легким сердцем принесли тебе жертву — желтую красивую курицу, с рассыпающимися перьями. Кланяемся-кланяемся, головы вниз сгибаем, с добрым сердцем молимся, добрыми глазами взгляни ! Дай нам хлеба, возрастающего богатства, дай нам такого хлеба, чтоб солома была толстой, колос — тяжелым. Норов-ава, Норов-паз, как мы кла-нялись, так пусть кланяются посеянные нами хлеба, толстая наша солома. Как мы сгибали головы, так пусть их головы сгибаются ! Вот тебе, Норов-ава, желтые красивые яйца, вот тебе пирожки ! Со склоненной головой принесли, старое возьми, новое дай, наполни наши поля, наполни наши гумна !»

Моление о лошадях. Мордва д. Кардафлей. Городищенский уезд Пензенской губернии, 1920-е гг.

Целый цикл озксов проводился летом. В начале июня проходило моление ала-шанъ озкс (алаша — кобыла), т. е. моление о лошадях. Если иметь в виду, что для земледельца в прошлом лошадь была незаменимой опорой в хозяйстве, залогом и источником его благополучия, то будут понятны причины проведения ала-шань озкса. На нем молились о здоровье и размножении лошадей. Через неделю совершался скал-озкс (скал — корова). Подобно лошади, корова была также опо-рой хозяйства, кормилицей. Скал-озкс сопровождался озномами (молитвами) о сохранности и приплоде крупного рогатого скота.

Одним из самых торжественных и многолюдных летних озксов был веле-озкс (веле — село), проводившийся в конце июня в течение трех дней. В первый день кололи быка, во второй — телку, варили пиво. Первые два дня молились Шкаю о здоровье сельчан и урожае хлебов, а в последний — о здоровье солдат, нахо-дившихся в это время на военной службе, чтобы Шкай дал им легкую службу, чтобы начальники не обижали их и чтобы они вернулись домой здоровыми. На-род не расходился по домам до позднего вечера. Старшие пили общественное пиво, а молодежь заводила игры.

Перед сенокосом (начало июля) имел место луговой молян — лайме озкс (лайме — луг), на котором резали двух овец и просили Шкая помочь скосить сено, сме-тать его в стога и чтобы сено пошло на здоровье скоту, чтобы скот тучнел от него.

Во время жертвоприношений на молянах лучшая часть мяса приносилась богам. «Как только животное издает последний вздох, — писал В. Н. Майнов, — ру-ководители пожертвования отрезают ему язык и филейную часть и сжигают тут же под священным деревом, а остальное мясо кладут в котлы и варят без всяких приправ, делят на всех частников моляна».

Паксява – покровительница поля

У мордвы в прошлом был также озкс, посвященный нача-лу прополки полей под названием пакся эмежень кочкам озкс (молян прополки полевых сорняков) на котором про-сили божество поля Пакся-аву помочь в работе : «Силы ног не бери, силы глаз не уничтожь...».

Заботам об урожае посвящался также букань озкс (бука — бык), на котором резали в жертву Норов-аве (божество поля) быка. Праздник назначался заранее. Один из кресть-ян ходил по домам и говорил, что завтра праздник бука озкс. Быка выбирали пестрого, деньги за него платило все общество. Моление это устраивалось в ржаном поле. В нем участвовали  одни  мужчины.  К  молению готовилось медовое пуре — пьяная брага. Молились о дожде,  об уро-жае.  Затем  усаживались  на  лугу  обедать, ели мясо, пили

пиво, устраивали гулянье. И чем мужчины сильнее напивались, тем лучше : «пу-ре было сильное, и бог сильный, и урожай будет сильным» .


Территория между Окой и Волгой, на которой искони проживала мордва, харак-теризуется неустойчивым летом. Периодически повторяются засухи, нередко бы-вают и суховеи. Особенно опасны для сельскохозяйственных культур засухи кон-ца весны и начала лета, когда без осадков почва пересыхает, а растения еще не набрали сил. Особенностью атмосферных осадков на данной территории являет-ся то, что они часто выпадают в виде ливней, сопровождаемых грозами. Наи-большее число дней с грозами приходится на июль. Случается и так, что вместе с ливнем падает град, нанося большой ущерб сельскому хозяйству. Каждое засуш-ливое лето мордвой совершались моления о дожде — пиземень озксы (пиземе — дождь). Они проводились по мере того, насколько необходим был дождь для аг-рарных работ. При пиземень озксе обращались с молитвами о хорошем дожде обычно к водяному божеству Ведь-аве, божеству грома Пурьгине-пазу или вер-ховному богу Нишке, Шкаю. Когда созревали хлеба (август), устраивался варма-озкс (варма — ветер). Сильные ветры в это время были губительными для уро-жая, и люди считали, что надобно задобрить покровительницу ветров Варма-аву. В середине августа, когда сеяли озимые, справлялся видъме-озкс (видемс — сеять), а после посева озимых — озим-озкс.

Третий цикл сельскохозяйственных озксов приходился на осеннее время. Среди них следует отметить уча-озкс (мокш. уча — овца), проводимый по окончании всех полевых работ. Все село собиралось на поле, неся с собой брату, пироги, ложки, чашки, хлеб, соль. На общественные деньги покупалась самая хорошая ов-ца и варилась в больших котлах. На этом озксе благодарили Шкая и других бо-гов по поводу уже собранного урожая. Осенью совершалось несколько семейных молений, среди которых прежде всего назовем юртава-озкс — моление боже-ству жилища. Этот озкс устраивался глубокой осенью, когда семьи со двора и по-ля возвращались на зимнее житье в дом. К юртава-озксу резали овцу, варили брагу и выпекали разную стряпню. Обычно хозяйка дома обращалась к богу Шкаю со следующими словами :

«Шкай-пас, кормилец, трей-пас, кормилец ! Тебе молимся со светлой свечой, с разной стряпней. Приготовлено белыми руками, с добрыми мыслями. Вот свари-ли горшок каши. Сколько в нем крупинок соли, столько дай нам для жизни добра, нескончаемого имущества, урожайного хлеба, размножающегося скота, детей. Храни нас, великий Шкай-пас, на всяком месте, во время лежания и хождения. Храни нас во время темной ночи, светлого дня. Добрый пусть идет навстречу, а злой — мимо».

По окончании молитвы хозяйка брала по частице от каждого кушанья, скла-дывала на горбушку хлеба и клала на божницу, это — Верьде Шкаю, а сама с двумя-тремя членами семьи брала новые кушанья и вместе с ними спускалась в подполье. Там к завалинке прикрепляли свечу, раскладывали кушанья и повто-ряли то же самое, что было в избе, изменив лишь в молитве обращение Шкай-пас на Юрт-аву. По возращении из подполья семья садилась за стол и начинала обедать.

В конце октября — начале ноября заканчивался выпас скота. В это время скот с летнего пастбища возвращался домой на зимовку. В связи с этим совершался кардаз-озкс — моление двора, последнее моление осеннего цикла. Посреди дво-ра ставили стол, покрывали белой скатертью, на нем расставляли разные ку-шанья. Произносились молитвы, обращенные к божеству двора Кардаз-сярко, содержавшие просьбы о сохранении и увеличении скота. По окончании молитв оставляли кусочки стряпни в хлевах и возвращались домой обедать.

Кроме изложенных выше общинных и семейных озксов, имевших довольно оп-ределенные календарные сроки проведения, приуроченные к началу или завер-шению тех или иных аграрных работ, устраивались и «чрезвычайные» озксы, на-пример, при болезни людей или скота, пожарах и других бедствиях.

Таким образом, изложенный материал показывает, что базой для возникновения мордовских озксов служили основные хозяйственные занятия мордвы, и в пер-вую очередь ее земледельческая деятельность. Бессилие земледельца перед сти-хийными силами природы (засухами, ветрами, градом, заморозками, эпидемия-ми и пр.), от которых зависели судьба и благополучие людей, постоянная боязнь подвергнуться нищете и разорению, а то и смерти — вот что нашло свое выра-жение в озксах мордвы. Конечно, в них отражалось не только это. Здесь мы ви-дим, по крайней мере на некоторых озксах, и веселье, песни, игры, шутки, выра-жавшие радость жизни, стремление коллективно, всей общиной отдохнуть после завершения тех или иных утомительных трудовых процессов, облегчить смехом житейские трудности и заботы. Озксы способствовали идеологическому сплоче-нию общины, консолидации усилий на успешное выполнение ее хозяйственных и социальных функций.

По материалам Н. Мокшина, В. Майнова.
Рисунок А. Алёшкина.

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор