Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках > Зубова Поляна (Республика Мордовия)


Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 


 

МОРДВА ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Энциклопедическая статья на сайте Библиотеки Конгресса США (на англ.яз)

On-Line энциклопедия (на англ. яз)

The Columbia Electronic Encyclopedia
(на англ. яз)

Wikipedia, the free encyclopedia
(на англ. яз)

О мокша-эрзянском фольклоре на сайте Тартусского университета
(на морд. языках)

Wikipedia, free encyclopedia о мокшанском языке
(на англ. яз)

Wikipedia, free encyclopedia об эрзянском языке
(на англ. яз)

На немецком этнографическом сайте
(на немецк. яз)

На венгерском историческом сайте
(на венг. яз)

Энциклопедическая статья на финском сайте
(на финск. яз)

 

 

Часть карты, изданной в Голландии в 1643 г.  с рисунком, отражающим представление европейцев о России.

МОРДВА  ГЛАЗАМИ  ИНОСТРАНЦЕВ  В VI-XVIII ВЕКАХ

Изучение иностранцами (и в первую очередь западноевропейцами)  мордов-ского народа связано, естественно, с изучением ими российского государства Руси, Московии, России. В контексте этого изучения они постепенно знакоми-лись и с мордовским этносом.

ЭТАПЫ  ОЗНАКОМЛЕНИЯ  ЕВРОПЫ  С  МОРДОВСКИМ НАРОДОМ

VI век.

Епископ Иордан : первое упоминание о мордве в литературе

948-952 гг.

Константин II Багрянородный : указывает на название территории расселения мордвы

1235 г.

Юлиан, венгерский монах-доминиканец : описывает жестокие нравы средневе-ковья, царящие в мордовской земле

1242 г.

Плано Карпини : восстание мордвы против монгольских завоевателей. Указание на то, что мордва - язычники

1247-1318

Рашид-ад-Дин : персидский историк свидетельствует факт завоевания мордвы монголами

1249 г.

Епископ Вацский : в своих завоевательных походах монголы гонят перед собой завоёванные ими племена, в том числе – мордву

1255 г.

Гийом де Рубрук : мордовские племена, завоёванные монголами, участвуют в их походах и снабжают их мехами

1267-1268 гг.

Роджер Бэком : мордовские племена поддерживают поляков и немцев, надеясь с их помощью освободиться от монгольского рабства

1494 г.

Венецианский купец Иосафат Барбаро : описывает некоторые обряды мордвы

1549 г.

Сигизмунд фон Герберштейн : первый подробный рассказ о России, в котором нашлось место и мордве

1564 г.

Рафаэлло Барберини : географическая локализация мордвы

1591 г.

Джилс Флетчер : характеристика нравов мордвы и её занятия

1615 г.

Пётр Петрей : первая чёткая локализация территории проживания мордвы. Не-давнее прошлое и современное политическое состояние мордовского народа

1664 гг.

Николас Витсен : характеристика политической ситуации этого времени, описа-ние бытового уклада жизни мордовского народа

1715 г.

Джон Перри : англичанин, работавший в России по приглашению Петра I, пора-жён наличием в центре христианского государства  языческого народа

1771 гг.

Пётр С. Паллас : описание брачных отношений мордвы и обрядов, с ними связан-ных. Описание антропологического облика мокшан и эрзян

1776 гг.

Иоанн Георги : первое сводное научное описание мордвы

 

Карта Московии Антония Дженкинсона, 1562 г.

VI век.

Первое достоверное свиде-тельство о мордовском на-роде дошло до нас с упо-минания о нём в VI в. в труде византийского епис-копа Иордана Гетика, считающегося важным про-изведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен и народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан на-зывает и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву : «Покорил же он племена : гольтерскифов, тиудов, инаунксов, васина-бронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тад-занс, атаул, навего, бубеге-нов, колдов». В других за-падноевропейских  источ-никах средневековья морд-ва называется также Mer-das,   Merdinis,    Merdium,

 Mordani, Mordua, Morduinos.

948-952 гг.

Византийский император Константин II Багрянородный в своём сочинении «Об управлении империей» определяет пограничные с печенегами земли и расстояния до них : «Пачинакия (т.е. Печенегия) отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании – на шесть дней, от Мордовии – на десять дней, от России – на один день …»

1235 г.

В 1235 году римско-католический миссионер, монах-доминиканец Юлиан с тре-мя спутниками отправился с охранною грамотою венгерского короля Белы ис-кать древнюю прародину своего народа и его сородичейязычников, «желая об-ратить неверных». Юлиану удалось достичь сначала Волжской Болгарии, затем найти своих сородичей (венгров) «при большой реке Этиль (Ethyl)». На обратном пути Юлиан прошёл через мордовские земли, впечатления от которых описал в своем сочинении о путешествии : «… проехал по реке в пятнадцать дней царст-во Мордвинов (геgnum Morduanorum). Мордвины — язычники и до того жесто-ки, что у них считается никуда негодным тот, кто не убил много людей. Если кто-нибудь у них идёт по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам. Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека. Они, узнав от своих пророков, что должны сделаться христианами, послали к князю великой Лодо-мерии (Laudameriae), земли Русской, соседней с ними, с просьбою, чтобы им прислал священника для крещения их; но князь отвечал, что это не его дело, а Римского папы и что приближается время, когда все принуждены будут при-нять веру римской церкви и подчиниться её власти».

1242 г.

Упоминание о мордве связано с характеристикой подавления монголами вос-стания народов Среднего Поволжья в 1242 г. В своей «Истории монгалов» като-лический монах-миссионер Плано Карпини пишет: «Возвратившись оттуда (из Западной Европы), они пришли в землю Мордванов, которые суть язычники, и победили их войною.»

1247-1318

Иранский историк и государственный деятель Рашид-ад-Дин в своём сочинении "Джами-ат-таварих" ("Сборник летописей"), которое считается основным ис-точником по политической и социальной истории монголов, отметил, что в год курицы (IX.1236-VIII.1237) сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угетай-каана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан "занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами (эрзянами) и в короткое время завла-дели ими."

1249 г.

Послание Вацкого епископа Гильому III Овернскому содержит весьма любо-пытные данные об участии мордвы в западных походах монголо-татарских войск. Автор послания указывает: «Услышать точные сведения о них (т. е. мон-голо-татарах) мы не можем, ибо впереди них идут некие племена, именуемые морданами, и они уничтожают всех людей без разбору; и ни один из них не ос-меливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьет человека; и, я полагаю, ими были убиты проповедники и братья-минориты и прочие послы, которых отпра-вил для разведывания король Венгрии. Без колебания они разорили все земли и разрушили все, что ни попалось, до самой упомянутой реки.»

Средневековые воины.
Под номером 2 - мордовский конник. Рисунок из современного учебника истории.

1255 г.

О мордве упоминал в своих записках о путешествии Гийом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX к Ба-тыю и хану Мункэ. Первое упоминание связано с характеристикой одежды мон-голов : «Из Руссии, из Мокселя, из вели-кой Булгарии и Паскатира, то есть ве-ликой Венгрии, из Керкиса (все эти стра-ны лежат к северу и полны лесов) и из многих других стран с северной сторо-ны, которые им повинуются, им при-возят дорогие меха разного рода, кото-рых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою. И зимою они всегда делают себе по мень-шей мере две шубы : одну, волос кото-рой обращен к телу, а другую, волос ко-торой находится наружу к ветру и сне-гу».

Более пространно второе упоминание «Эта страна за Танаисом очень краси-ва и имеет реки и леса. К северу находят-

ся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно : Моксель, не име-ющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в ма-леньких хижинах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нём все время, пока тот поже-лает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изоби-лии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых латины называют Мердинис, и они — саррацины. За ними находится Этилия.» (Примечание : Moksel - мокша; Merdas – мордва)

1267-1268 гг.

Роджер Бэкон, монах францисканского ордена, «удивительный доктор», писал в своём «Великом сочинении», характеризующем обитаемую часть земли : «К севе-ру же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчи-нённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живет некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.»
(Примечание : под термином «моксель» (Moxel) Р. Бэкон понимал мокшу, а под термином «мердуим» (Мегduim) эрзянское население.

 

Так передвигались иностранцы по России в XIII-XVIII веках. Немецкий офорт XVI в.

1494 г.

Иосафат Барбаро, венеци-анский купец, который тор-говал в Приазовье и добрал-ся до Среднего Поволжья : «Я обладаю хорошей осве-домленностью относите-льно мордвы и потому рас-скажу всё, что знаю, об их верованиях и образе жизни. В известное время года они  берут лошадь, которую они приобретают сообща, и привязывают ей все четы-ре  ноги к четырём  кольям,

а голову — к отдельному колу. Все эти колья вбиты в землю. Затем приходит человек с луком и стрелами, становится на соответственном расстоянии и стреляет в сердце до тех пор, пока не убьет лошадь. Потом её обдирают, из шкуры делают мешок, над мясом совершают какие-то свои обряды и съедают его; шкуру туго набивают соломой и зашивают её так искусно, что она ка-жется цельной; вместо каждой из ног подставляют прямой брусок дерева — так, чтобы лошадь могла стоять, будто живая, на ногах. Наконец, они идут к какому-нибудь большому дереву, обрубают соответствующим образом сучья и прилаживают сверху помост, на который и помещают эту лошадь стоймя. В таком виде они ей поклоняются и приносят в дар соболей, горностаев, белок, лисиц и другие меха. Все это они навешивают на дерево, подобно тому как мы ставим свечи в церкви. Таким образом получается, что эти деревья сплошь за-полнены мехами.

Народ питается больше всего мясом, преимущественно диких животных, и ры-бой, которую ловят в здешних реках. Это всё, что мы могли рассказать о морд-винах

1549 г.

Австрийский политик и дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, служивший и в Московии, издал в 1549 «Записки о Московии», в которых писал : «К восто-ку и югу от реки Мокши тянутся огромные леса, в которых обитает народ мордва, имеющий особый язык и подчиняющийся государю московскому. По од-ним сведениям, они идолопоклонники, по другим – магометане. Они живут в сё-лах, разбросанных там и сям, возделывают поля, питаются мясом зверей и и мёдом, богаты драгоценными мехами. Это очень сильные люди, ибо зачастую храбро отражают даже набеги татар ; почти все они пехотинцы, отличают-ся длинными луками и опытностью в стрельбе … Народ мордва живёт у Волги, ниже Нижнего Новгорода, на южном берегу. Они во всём похожи на черемисов, за исключением того, что дома встречаются у них чаще.»

1564 г.

Итальянец Рафаэлло Барберини, путешественник, отметил : «Далее в верстах сто сорока за Нижним находится другая река, которая вливается здесь в Волгу, а течет с юга, и называется Сура, при устье которой стоит каменная кре-пость, именуемая Васильев Новгород. Неподалеку от этой реки находится тут еще другая, именуемая также Малая Москва, которая течет с юга на восток и вливается в Оку, повыше города Муромы. На этом пространстве земли есть большие леса, обитаемые мордовскими племенами, имеющими свой язык, и ко-торые, частью идолопоклонники, частью же магометане. Народ дикий и вои-нственный; сражается пешим и вооружен луками и стрелами.»

Ф. Сычков "Мокша разлилась", 1930 г.

1591 г.

Английский дипломат, учёный Джилс Флетчер издал книгу «О государстве Русском, или Образ правления Русского царя (обыкновенно называемого царём Московским)", в которой так отозвался о народах Среднего Поволжья : «Самыми грубыми и дикими почитаются татары мордовские, которые своими обычая-ми, так и странным образом жизни, отличаются от всех прочих.»

Он также рассказал о русской торговле в различных регионах государства. Среди приоритетных товаров он назвал мёд : «Третье произведение — мёд, который, кроме того, что в значительном количестве употребляется самими жителями для напитков — мёдов разного рода и прочего, вывозится в довольно большом количестве за границу. Мёд преимущественно получают из мордвы и Кадома, близ земли черемисских татар...»

Он же рассказал и о некоторых мордовских обрядах, например, погребальных : «Если у кого их них умрёт его приятель, то он убивает своего лучшего коня и, содрав с него шкуру, несёт её на длинном шесте впереди покойника на кладби-ще…. Они делают это… вероятнее всего, в знак любви, которую оставшийся в живых питает к своему умершему другу, желая, чтобы вместе в ним умерло и самое дорогое для него животное.»

Мокша около Темникова. Фото А.Наумовича, 1970 г.

1615 г.

Шведский дипломат Пётр Петрей первым в западно-европейской литературе дал чёткую и довольно точную локализацию этнической территории мордвы в своей «Истории о великом княжестве Московском» : «В 28 милях к западу от Нижнего Новгорода, где река Сура отделяет Россию от казанских татар, ве-ликий князь Василий выстроил на берегу этой реки, при слиянии ее с Волгою, де-ревянный город с крепостью, от нападений и набегов казанских татар и других народов, и назвал его Василь. Между этими городами живут два народа : один называется верхняя черемиса, а другой мордва, отделяет же их друг от друга Волга, и они граничат с Нижегородским княжеством.»

И уточняет : «Княжество мордва тянется далеко на запад по реке Волге...». А описывая Волгу, он указывает на границу между мордвой и крымскими тата-рами : «Это река Волга протекает много болыпих городов, каковы : Тверь, Ка-шин, Холопий Город, Углич, Ярославль, Кострома, Галич, Муром и много других; потом течет в Нижний Новгород, после того поворачивает к югу, в Васильев город, где мордовские татары отделяются от крымских...».

Он также характеризует недавнее прошлое и современное ему политическое сос-тояние мордовского народа : «В старину они подвластны были казанским та-тарам, но теперь платят дань московитянам разными мехами, какие есть там, например, рысьими, куньими, волчьими, беличьими и горностаевыми, однако ж не больше, сколько надумают сами, по доброй воле, потому что великий князь не хочет притеснять их, чтобы они не сговорились с другими татарскими князь-ями и не отпали от него, так как они сами могут выставить в поле 20 тысяч войска.»

К характеристике политической системы мордовского края примыкает описа-ние Петром Петреем воинских обычаев и традиций мордвы. Он пишет : «...Жен-щины так искусны и ловки, что стреляют из луков, как мужчины. Они при-учают к стрельбе и своих детей с измала, и не прежде дают им обедать, пока они не попадут в поставленную для стрельбы цель или мету. Когда идут на не-приятеля, вооружаются все, и мужчины, и женщины, которые всегда встре-чают врага с такою же храбростию и отвагой, как и мужчины, стреляют на-зад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство».

 

Засека. Рисунок из книги "Зубова Поляна".

1664 гг.

Видный голландский поли-тический деятель Николас Витсен, в молодости сове-ршивший путешествие в Россию, в своём труде «Московское путешествие 1664-1665 гг.»  писал  о по-

литической ситуации в этой части России : «Мужчины воинственны, они воюют болъшей частью пешими, они суровые, живут грубо и чистоплотно ... Мордви-ны крепкого сложения, ведут часто борьбу со своими соседями, татарами…. Они подчиняются царю.»

Им особо выделено функционирование на мордовской территории засечных черт : «Недалеко от жилища этих народов стоит стена из деревьев и взрыхлен-ной земли. Никто не имеет права взять хоть кусок дерева из этой ограды под страхом наказания. Стена называется зеек или засек; к западу она большей частью сделана из бревен и земли, а на восточной стороне — из веток и де-ревьев.»

 

Пристальное внимание он уделил характерис-тике бытового уклада мордовского народа : «Они (мордва) зажиточные люди, гостепри-имные и хорошие, живут в хороших селах, а также в хижинах, разбросанных по их терри-тории. Занимаются земледелием ... Их хижи-ны круглые и деревянные. Они чистоплотнее, чем грязные калмыки.»

Он также описал женскую одежду и украшения: «Девушки украшают свои волосы головами змей, кораллами, наперстками, копейками, ко-торые являются русскими деньгами, и проды-рявленными монетами; они волосы носят сво-бодно, сплетая их в косы, и под ними вешают коровий или лошадиный хвост, также дере-вянную дощечку  и  различные  украшения.  Они

М.Шанин Собирательница трав, 1999 г.

красивы и опрятно одеты. Мордовские женщины красят в чёрный цвет свои ногти, чтобы быть красивыми ... Мужчины иногда одеты на русский манер ...»

Он коснулся и такой стороне бытовой культуры, как пища : «Ничто не является у них нечистым, они едят даже собак.».

Наибольший интерес в работе Н. Витсена представляет описание им религиоз-ных верований и обрядов мордвы. Он писал : «Молятся редко, но преимуще-ственно этим занимаются, когда они пьют или когда режут животных, тогда они молятся богу, который создал небо и землю и все, что там есть. Они бла-годарят его, что он дает возможность жить. Молятся, чтобы у них не было недостатка, чтобы он их по окончании этой жизни повел в вечную радостную жизнь. Они живут мирно и без священников.»

Н. Витсен зафиксировал веру мордовского народа в верховного бога, которая шла на смену языческим верованиям в божества, олицетворяющие силы приро-ды и т. д. : «Они верят в воскресение через 1000 лет и в превращение их в другие тела...»

Продолжая мысль о почитании бога мордвой, он писал: «Живут по законам при-роды. Верят в единого бога, создателя всего мира, которому они жертвуют при еде и питье первые куски и глотки, бросая все это к небу. Они делают то же са-мое по отношению к тому, что собирают».

Он отметил и момент, связанный с отношением мордвы к идолопоклонничест-ву : «Они не молятся идолам, но шкуры убитых животных вешают на деревья и перед ними становятся на колени».

В книге Н. Витсена есть и описание мордовского погребального обряда : «При погребении ставят знак, показывающий профессию умершего. Кладут в могилу топоры и кремни, чтобы мертвецы ими могли бы воспользоваться; для всадника кладут лошадиный хвост, для пчеловода — улей и т. д.»

Он также сделал открытие, отметив родство мордовского и марийского язы-ков: «Мордовский, или мордвинский, язык и черемисский языки почти одина-ковы и отличаются, как верхний и нижний немецкий.»

1715 г.

Джон Перри, корабельный мастер, работавший в России по приглашению Петра I, поражён наличием в центре христианского народа языческого народа. В своём "Повествовании о России, в особенности касательно замечательных дел нынеш-него царя" (1715) он написал :  "По причине этих глупых и отвратительных суе-верий, а также невежественности священников и из-за общего вероломства русского народа ... не только самоеды и те татары, кои граничат с с царскими владениями ..., но также и мордва, и мурзы, и черемисские татары, живущие по сю сторону Волги, завоёванные около 140 лет тому назад, находящиеся непо-средственно под управлением царского правительства (по большей части в пре-делах Казанской провинции), решительно отказываются принимать христи-анскую религию в той форме, в какой преподносят им её русские, хотя последние не один раз предлагали им значительные выгоды и расширение их льгот в том случае, если они дадут окрестить себя в русскую веру. Всё это, несмотря на то, что они ежедневно претерпевают всякого рода обиды и оскорбления от русс-ких, главным образом за своё упорство в нежелании сделать это".

 

                                     Мордовки-мокшанки.

                                          Мордовки-эрзянки.

Рисунки Х. Гейслера из книги П. С. Палласа "Путешествие по разным провинциям Российской империи", Санкт-Петербург, 1771-1776.

1771 гг.

Один из выдающихся учёных XVIII века, немец Пётр Симон Паллас, избранный в 1776 г. и в российскую Академию наук, в 1768-1774 гг. совершил ака-демическое путешествие в Среднее и Нижнее Поволжье, по результатам которого в 1771–1776 гг. в Санкт-Петер-бурге выходили 5 томов «Путе-шествий по разным провинци-ям Российской империи,» в ко-торых он подробно описывал и мордовскую часть своего маршрута.

В традиционной культуре мок-шан П. С. Палласа привлекли брачные отношения и обряды, с ними связанные : «Часто со-четали браком малолетних де-тей, да и ныне еще нередко обручают мальчиков со взрос-лыми девицами, дабы чрез то получить больше работниц. Калым или приданое, за кото-рое невестину употребитель-но, как у всех восточных наро-дов. При совершении бракосо-четания сажали невесту  в со-

брании всех своих приятелей на рогожу, относили к жениху в покой и отдавали ему, говоря сии слова : «Вот тет, вергас, уча», то есть «вот тебе, волк, овца», в котором случае невеста, по благопристойности, притворяется столь неисто-вою, сколько сил её станет. Ещё и ныне имеют они такое обыкновение, что когда невеста после обвенчания возвращается из российской церкви, то должна она беспрерывно голосом вопить, да и некоторые из них в такой горести ца-рапают себе лицо немилосердно. При том же у невесты бывает лицо закрыто фатою, или вышитым полотенцем. Ещё и ныне держатся они того обыкно-вения, что на другой день после свадьбы старший из сродников, взяв хлеб с при-вешенною к нему небольшою шапкою и пряжкою, которую носят на груди, при-носит в дар молодой, ставит трижды ей на голову и при том не всегда по по-рядку говорит сии три слова : «Тятей, мезей, ливей», только выговариваемое на последи слово должно быть обыкновенное имя молодой. Детям давали имя обы-кновенно прилагательное, и притом по случаю» (см. также Матримониальные обычаи мордвы и Мордовская языческая свадьма)

Он констатировал сильную русификацию мордвы, проживавшей в районе реки Пьяны : "Тамошние мордвинцы живут, отделяясь в хижинах, на правом берегу реки, и не много уже осталось у них старинных обрядов; ибо они почти все об-ращены в христианскую веру, и кроме старинного своего языка и отменного женского убранства, почти ни в чём не разнятся от российского народа."

При характеристике бытового уклада мокшан П. С. Паллас отметил некоторые особенности их питания: «Можно еще упомянуть, что мордвинцы не топят ко-ровьего масла в печах по российскому обыкновению, но только пахтают так, как финцы и татара. Напротив того, по российскому обычаю пахтают они свежий сыр в кринках и сверху заливают свежим коровьим маслом, чтобы он всегда был мягок».

 

Двор и задняя часть избы. Деревня Лесное Ардашево Краснослободского уезда. Фото из архивов Мордовского краеведческого музея, 1926 г.

Он в нескольких фразах описал мордовское жили-ще : «Избы свои ныне строят то по российско-му, то по татарскому об-разцу, с широкими лавками, смотря по тому, чем бли-же живут к россиянам, или к татарам. Но старые мордвинские избы все по-строены дверями на вос-ток и печи складены в юж-но-западном углу; но печи очень тесны и неспособны, да и почти все без проду-шин, в которые мог бы дым  выходить.»

К числу общих наблюдений П. С. Палласа о мордве можно отнести его заметки об антропологическом облике мокшан и эрзян : «Светлорусых и рыжеволосых у мокшанцев меньше, нежели у ерзанцев, однако, и сии по большей части имеют темнорусые волосы. Женской у них пол так, как и у ерзанцов, редко попадается красивого лица, но напротив того, весьма трудолюбив.»

Паллас дал первое в науке описание фауны мордовского края. По его наблюде-нию, в регионе преобладал смешанный лес, в котором росли дуб, липа, клён, бы-ло много орешника. Он зафиксировал употребление мордвой для крашения лис-тов чертополоха разнолистного, который "эрзянские мордвинцы называют пи-желдома-тикшедь, то есть "зелёная трава", а мокшанцы сенгертомь-тише, что тоже значит.

Он также записал термины для обозначения зверобоя шулктама-тише, души-цы карнь-тише (мокш.), листьев костяники елдалопарть (мокш.) и другие.

1776 гг.

На основе накопившегося материала написано первое сводное научное описание о народах России, в том числе и о мордовском : «Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Автор его немецкий учёный Иоанн Готлиб Георги, отнёс мордву к финским народам : «Оный разделяется на два главные колена, а именно: на мокшан, кои живут на Мокше, сообщающей струи свои Оке выше всех других рек, и на эрзян, обитающих на Волге.»

Георги пытается опрёделить меру различия меж субэтносами и чисто бытовое проявление непохожести: «Язык их... весьма с татарским перемешан. Ерзянс-кое и мокшанское наречия так между собой разнятся, что походят на два особливые языка. А хотя каждое колено и теперь еще употребляет свой язык, но они, по близкому сообщению или по взаимному смешению, свободно одни дру-гих разумеют. До распространения между ними христианской веры почиталось у них преступлением примать жену из другого колена, но ныне живут они уже больше в смешении. Однако ж всякий род держится своих старинных обычаев в рассуждении одеяния и некоторых поведений.»

Он детально описал некоторые обычаи, например, касающиеся матримониаль-ной стороны жизни : "Хотя, впрочем, многожёнство языческим их законом и не запрещается, однако, они вольностию сею столько же редко, как и черемисы, пользуются. Когда умрёт жена, то охотно женятся на свояченицах. Если полу-чит кто в том отказ, то кладёт тихонько на стол маленький хлебец и гово-рит : промысли мне свояченицу. После сего обращается он в бег, и ежели его настигнут, то бьют немилосердно, если же уйдёт, то выдают за него бесп-рекословно помянутую свояченицу."

 

Сенокос в Среднем Поволжье.
Деталь карты А. Олеария, 1634 г.

И. Г. Георги дал небольшую по объему антропо-логическую характеристику мордвы : «Мордовцы, по телесному расположению, по всему виду, больше походят на россиян, нежели на черемис и чуваш, да и в самом домашнем своем быту со-ображаются наипаче российским сельским жи-телям. Волосы у них, по большей части, русые и прямые, бороды жидкие, лица сухощавые, а женщины их редко бывают красивы».

Антропологическая характеристика перерастает в «Описании ...» в психологическую, автор пытает-ся выявить наиболее характерные черты нацио-нального менталитета и определить степень вли-яния на него : «Впрочем, они честны, прилежны, дружелюбны, но не проворны; последуют не ме-нее перенятому от россиян, сколько и заимст-вованному ими от татар, в разных делах и обы-чаях, но не опрятности и отвращении от свини-

ны, которую, держащиеся языческой своей веры мордовцы, коих, однако ж, те-перь в остатке очень мало, едят без всякого зазрения, а, напротив, оставшиеся в языческом суеверии чуваши и другие народы почитают оную поганой пищею.»

Окрестности Зубовой Поляны : сенокос в лесу.  Фото А. Наумовича, 1968 г.

Немецкий ученый уделил особое внимание экономическому укладу мордовских селений. Его характеристика обобщает многие факты : «С того времени, как ста-ли они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое ското-водство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пче-ляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев.»

По материалам В. Юрченкова

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор