Мордовская национальная одежда > Зубова Поляна (Республика Мордовия)


Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

Недавно начавший функционировать кра-еведческий музей Зу-бовой Поляны обра-щается к жителям рай-она и выходцам из не-го с просьбой оказать содействие в пополне-нии фондов музея.  С благодарностью будут приняты :
* предметы быта рус-ских, мордовских, та-тарских семей из дере-вень и райцентра
* старая русская, мор-довская, татарская оде-жда
* значимые вещи, при-надлежавшие извест-ным людям и выход-цам из района

* документы, книги, фотографии, рукописи известных людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о жизни в XX веке
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о репрес-сиях в районе
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района в прош-лом и в наши дни

Адрес музея :
431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул. Новикова-Прибоя, музей.

Тел : (83458) 2-22-46

 

МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Фольклорный хор «Макша аване»
Мордовской Поляны
, конец 1990-х гг.

Народный костюм мордвы, осо-бенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом де-коративно-прикладного творчест-ва мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подраз-деляется, прежде всего, на эрзян-ский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включа-ют не менее полутора десятка раз-новидностей. Известный исследо-ватель этнографии Поволжья ко-нца  ХIХ-начала XX века И. Смир-

нов так писал о мордовской рубахе : "Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой "дол-матиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти при-даёт ей значительную тяжесть и торжественность".

Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирова-ния фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II ты-сячелетия.

Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость жен-щины. Благодаря такому костюму индивидуальные особен-ности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Женщина-мокшанка в праздничном костюме.

Краснослободский уезд Пензенск. губ. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

 

Мордовский мужской костюм был таким же,  как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи.

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст.

 

Праздничные женские костюмы мордвы-эрзя.

Старая Бессоновка Самарской обл. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

Женскую рубаху носили с поясом или специаль-ным сложным набедренным украшением, кото-рое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Пер-вый раз девушки надевали его в день совершен-нолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубо-кой старости. Особенно богато украшался рако-винами, цепочками, медными пуговицами, бляш-ками, разноцветным бисером праздничный пу-лай. В праздничном костюме на пулай надевал-ся бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулогай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёт-кий и удивительно гармоничный рисунок вали-ка верхней его части оттенялся прикреп-лённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной,  зелёной или синей бахромой из  шерсти

с кистями по бокам. Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем регио-нальной принадлежности его носительницы, также как и её состоятельности : кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блёсток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури, приобретавшихся в лав-ках.

 

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, же-тонов, шерсти или шёлка.

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из хол-ста — руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.)

И у мокши и у эрзи традиционный костюм вклю-чал подобие платья, надеваемого поверх рубахи — кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первона-чально из крашеного холста, а позже и из фабрич-ных тканей.

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствова-ли возрасту, семейному положению и проч. Жен-ские головные уборы эрзипанго, сорока, сор-ка, шлыган  — были высокими и имели варианты

Панго (эрзянский)

Женский головной убор в виде конусообразного колпака с заг-нутым верхом, на каркасе из двух лубяных пластин. Основа гру-бый домотканый холст, обшитая красным кашемиром. Очелье об-шито кашемиром более старым и потертым, чем остальное покры-тие.

 

в виде цилиндра, колуцилиндра или конуса. Мокшанские головные уборы — панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Бы-ли распостранены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замуж-них женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи и  женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеоб-разный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами.

Сюльгам (мокшанский). Зубово-Полянский район.

Застёжка фибула с подвеской, же-нское нагрудное украшение. Сос-тоит из собственно пряжки, имею-щей форму трапециевидной плос-кой металлической пластинки с кольцом в верхней части, и подвес-ки трапециевидной формы.

Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сю-лгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встреча-ется и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебря-ных монет и бисера, а также сложным нагрудни-ком (у мокши). К бисерному нагруднику прик-репляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие на периферийной части украшения.

На уши надевали серьги с подвеской серебря-ной монетой, бусинкой или в виде шариков из гу-синого пух.

Основным видом одежды из сукна и меха был су-мань — род кафтана из домотканного сукна тём-ного цвета.

Кроме этих основных деталей костюма, он со-держал множество других мелких деталей и укра-шений, варьировавшихся в зависимости от раз-ных районов проживания мордвы. Одной  из та-ких непременных деталей является, например, вышивка.

 

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеле-ный для расцвечивания узора.

Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за ко-торым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти го-дам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение слож-ным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершен-ствовали своё мастерство как в технике исполне-ния, так и в отборе орнаментальных  рисунков, черпая их  в  окружающей природе. Свидетельство

этого — названия мордовского орнамента : "змеиная головка", "куриные лап-ки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки".

Между девушками каждой деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания. А на свадьбе было при-нято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельст-вуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.

В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лаптикархьть (м.), карть (э.). — со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки — белы-ми и чёрными онучамипракстат. Эстетика мордовс-кой женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь носят полоса-тые наколенники с геометрическим орнаментом, вязаные из шерсти.

Студентка-мокшанка
З.-Полянского педучи-лища в будничной
рубахе (анаевской)
, конец 1990-х гг.

Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как буднич-ные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты худо-жественной самодеятельности.

Девушки-мордовки

(студентки факультета национальной культуры в музее Мор-довского университета, 2002 г.)

(увеличить картинку)

Свахи надевают его на сва-дьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды. Учиты-вая всё более стандартизиру-ющиюся культуру в условиях глобализации, приобщение молодёжи к этой части на-циональной культуры очень актуально.

Для того чтобы сохранить национальную культуру, тра-диции, обычаи, в Мордов-ском государственном уни-верситете им. Н. П. Огарё-ва  уже  несколько лет ведёт-

ся приём студентов на факультет национальной культуры, студенты которого изу-чают историю мордовской культуры, народные промыслы. Выпускники и выпус-кницы факультета работают в районных отделах культуры, в клубах и учрежде-ниях культуры.

Учащиеся саранского художественного училища в разработанных ими стилизованных национальных костюмах, 2006 г.

По материалам Н. Мокшина, В. Балашова.

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор