О районе
Администрация
Депутаты
района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм
Новости Мокшень
English
Français
Недавно начавший
функционировать кра-еведческий музей Зу-бовой Поляны
обра-щается к жителям рай-она и выходцам из не-го с
просьбой оказать содействие в пополне-нии фондов
музея. С благодарностью будут приняты :
* предметы быта рус-ских, мордовских, та-тарских семей
из дере-вень и райцентра
* старая русская, мор-довская, татарская оде-жда
* значимые вещи, при-надлежавшие извест-ным людям и
выход-цам из района
* документы, книги, фотографии, рукописи известных
людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о
жизни в XX веке
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о
репрес-сиях в районе
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания
ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района
в прош-лом и в наши дни
Адрес музея :
431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул.
Новикова-Прибоя, музей.
Тел : (83458)
2-22-46 |
|
МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Фольклорный
хор «Макша аване»
Мордовской Поляны, конец 1990-х гг. |
Народный костюм
мордвы, осо-бенно женский, очень красочен. Недаром
его называют
венцом де-коративно-прикладного
творчест-ва мордовских женщин. Будучи
в основе своей единым, он подраз-деляется, прежде всего, на
эрзян-ский и мокшанский подтипы, которые, в свою
очередь, включа-ют не менее
полутора десятка раз-новидностей.
Известный исследо-ватель
этнографии
Поволжья ко-нца ХIХ-начала
XX века
И. Смир- |
нов так писал
о мордовской рубахе : "Благодаря оригинальному расположению нашивок
рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой
— "дол-матиком"
византийских царей, а масса
потраченной на вышивки шерсти
при-даёт ей значительную тяжесть и торжественность".
Народные костюмы
мокши и эрзи достигли законченной художественно
выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная
женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то
праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с
обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирова-ния
фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок
уходит своими корнями в I – начало II ты-сячелетия.
Самостоятельно женщина
порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором
участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.
Сложный и тяжеловесный
женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко
почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость
жен-щины. Благодаря такому костюму индивидуальные особен-ности
каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе
представления о красоте.
|

Женщина-мокшанка в праздничном костюме.
Краснослободский
уезд Пензенск. губ. Фото М. Евсевьева, 1920-е
гг. |
|
Мордовский мужской костюм был
таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это
отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники
и исследователи прошлого и оставившие свои записи.
Основной частью
женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха
панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха
подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс
с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар
дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст.

Праздничные
женские костюмы мордвы-эрзя.
Старая Бессоновка Самарской обл.
Фото М. Евсевьева, 1920-е гг. |
Женскую рубаху
носили с поясом
или специаль-ным сложным набедренным
украшением, кото-рое по-эрзянски
называется пулай или пулагай. Носили пулай
чуть ниже талии, на бёдрах. Пер-вый раз
девушки надевали его в день совершен-нолетия, после чего он считался
обязательным элементом женского костюма вплоть до глубо-кой старости.
Особенно богато украшался рако-винами, цепочками, медными пуговицами, бляш-ками, разноцветным бисером праздничный пу-лай. В
праздничном костюме на пулай надевал-ся бисерный пояс с
красными короткими кистями — сэлге пулогай, по бокам
подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые
полотенца, похожие на передник. Чёт-кий и удивительно гармоничный
рисунок вали-ка — верхней его части
— оттенялся
прикреп-лённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной,
зелёной или синей бахромой из шерсти |
с кистями по бокам. Хотя элементы пулая и
его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий
индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой
элемент костюма, являлся определителем регио-нальной принадлежности
его носительницы, также как и её состоятельности
: кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников
шло множество бисера, блёсток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури,
приобретавшихся в лав-ках.
В мокшанском костюме
набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов
в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт,
каркспет,
изготовлявшиеся из бус, же-тонов, шерсти или шёлка.
Самобытным элементом
мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из
хол-ста — руця, импанар (э.), мушказ,
балахон (м.)
И у мокши и у эрзи
традиционный костюм вклю-чал подобие платья, надеваемого поверх рубахи —
кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первона-чально из крашеного
холста, а позже и из фабрич-ных тканей.
Особая роль в
национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго
соответствова-ли возрасту, семейному положению и проч. Жен-ские
головные уборы эрзи — панго, сорока,
сор-ка, шлыган — были высокими и имели
варианты
|

Панго
(эрзянский)
Женский
головной убор в виде конусообразного колпака с заг-нутым верхом, на
каркасе из двух лубяных пластин. Основа – гру-бый домотканый холст,
обшитая красным кашемиром. Очелье об-шито кашемиром более старым и
потертым, чем остальное покры-тие. |
|
в виде цилиндра,
колуцилиндра или конуса. Мокшанские
головные уборы — панга, златной — представляли
род мягкого чепца трапециевидной формы. Бы-ли распостранены уборы
типа полотенец или платков. В ряде районов у
замуж-них женщин они повязывались таким
образом, что напоминали рога — кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи
и женские головные уборы различались также и тем,
что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки
надевали своеоб-разный головной убор, состоявший из короткого
полотенца с узорными концами.


Сюльгам (мокшанский).
Зубово-Полянский район.
Застёжка
фибула с подвеской, же-нское нагрудное украшение. Сос-тоит из
собственно пряжки, имею-щей форму трапециевидной плос-кой
металлической пластинки с кольцом в верхней части, и подвес-ки
трапециевидной формы.
|
Декоративным центром
нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает
ворот рубахи. По-мордовски она называется сю-лгам, сюлгамо.
Аналогичное украшение встреча-ется и у других финно-угорских
народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебря-ных
монет и бисера, а также сложным нагрудни-ком (у мокши). К
бисерному нагруднику прик-репляется сетка из мелких разноцветных
бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых
располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части
украшения.
На уши
надевали серьги с подвеской
— серебря-ной
монетой, бусинкой или в виде шариков из гу-синого пух.
Основным видом одежды
из сукна и меха был су-мань — род кафтана из домотканного
сукна тём-ного цвета.
Кроме этих основных
деталей костюма, он со-держал множество других мелких деталей и
укра-шений, варьировавшихся в зависимости от раз-ных районов
проживания
мордвы. Одной из та-ких непременных деталей является, например,
вышивка. |
|
Расцветка мордовской
вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим
оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеле-ный для
расцвечивания узора.

|
Вышивание было не только
обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за ко-торым они
проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти
го-дам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им
разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение слож-ным
искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки.
Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершен-ствовали своё
мастерство как в технике исполне-ния, так и в отборе
орнаментальных рисунков,
черпая их в
окружающей природе. Свидетельство |
этого — названия
мордовского орнамента : "змеиная головка", "куриные лап-ки",
"козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки",
"солнечные узелки", "звёздочки".
Между девушками каждой
деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания. А на свадьбе
было при-нято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки,
платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его
родственникам, участникам свадебной церемонии.
Широкое распространение у
мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельст-вуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.
В праздники мордва
носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок
имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной
же
обувью служили, как правило, лыковые лапти
— кархьть (м.), карть (э.). — со специальными петлями из
лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми,
мокшанки — белы-ми и чёрными онучами — пракстат.
Эстетика мордовс-кой женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи
ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь
носят полоса-тые наколенники с геометрическим орнаментом, вязаные из шерсти. |

Студентка-мокшанка
З.-Полянского педучи-лища в будничной
рубахе (анаевской),
конец 1990-х гг. |
Традиционный народный костюм
в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если
мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как буднич-ные,
так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки
наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты
худо-жественной самодеятельности.

Девушки-мордовки
(студентки факультета национальной культуры
в музее Мор-довского университета, 2002 г.)
(увеличить
картинку) |
Свахи надевают его на
сва-дьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной
одежды. Учиты-вая всё более стандартизиру-ющиюся культуру в условиях
глобализации, приобщение молодёжи к этой части на-циональной культуры
очень актуально.
Для того чтобы сохранить
национальную культуру, тра-диции, обычаи, в Мордов-ском
государственном уни-верситете им. Н. П. Огарё-ва уже несколько лет
ведёт- |
ся приём студентов на
факультет национальной
культуры, студенты которого изу-чают историю мордовской культуры,
народные промыслы. Выпускники и выпус-кницы факультета работают в районных
отделах культуры, в клубах и учрежде-ниях культуры.

Учащиеся
саранского художественного училища в разработанных ими стилизованных
национальных костюмах, 2006 г.
По материалам Н.
Мокшина,
В. Балашова.
На
первую страницу
История
этнонима "мордва"
Религиозные
представления древней мордвы
Мифология мордвы
Традиционные обряды
Праздники-моляны Община
Мордовская
семья
Матримониальные обычаи мордвы Мордовские языки
Мордовские имена
Мордовские
названия населённых пунктов
Танцевальная культура мордвы Мордовская
кухня
Мордовская народная медицина
Мордва
глазами иностранцев в VI-XVIII веках
Российские этнографы о
мордве в XVIII-XIX веках
Были о
мокшанских богатырях
Мордовский фольклор
|