Крещение мордвы > Зубова Поляна (Республика Мордовия)


Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Древне-
мордовcкая
легенда
о сотворении
мира

Прапредки
мордовcкого
народа

I-IV века :
появление
древнемордовских
племён

Мордовия
в IV-IX веках :
времена Тюшти

Мордовия
в XI-XII веках :
лавирование между
войной и миром

Мордовия
в XII-XIII веках :
инязор Пургас воюет
за Нижний Новгород

и сопротивляется
монголам

Мордовия
в XI
I-XIII веках :
инязор Пуреш воюет

с русскими и половцами
и покоряется монголам

Мордовия
в XI
V векe :
инязор Алабуга
воюет с Русью

Мордовия
в XI
V-XVI веках :
вхождение в состав
России

Мордовия
в XVI веке :
мордва участвует
в завоевании

Казанского
ханства

Мордовия
в
XVII веке :
князь Баюш
громит степняков

Мордовия
в XVII веке :
мордовские воины
помогают Минину и
Пожарскому

Мордовия
в XVI-XVII веках :
пограничная служба мордвы в "диком поле"

Крещение
мордвы

Краткая
история
зубовополянской
земли

 

 

КРЕЩЕНИЕ МОРДВЫ

Освящение церкви в Жуковке. Зубово-Полянский район, 2005 г.  Фото С. Шевченко.

Первый российский политэ-коном — Иван Тихонович Посошков, — размышляя го-сударственно, предлагал в от-ношении мордвы проводить следующую политику : «А чаю не худо указ послать и в Ни-зовые городы, чтобы и у мор-двы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А егда научатся, то и самим им слюбится; пото-му что к ним паче русских де-ревень, приезжая солдаты, и  приставы,  и  подъячий овогда

с указом, овоща ж и без указа, и чинят, что хотят, потому что они люди без-грамотные и беззаступные. И того ради всякий их изобижает, и чего никогда в указе не бывало, того с них спрашивают и правежем правят. А егда дети их на-учаться грамоте, то грамотные  будут  у них владетельми, и по-прежнему в обиду их уже не дадут и будут свою братью от всяких напрасных нападок обе-регать. А иные, выучась грамоте, познают святую христианскую веру, возже-лают и креститися, то тии грамотники мало по малу иных свою братью к хри-стианской вере приводить будут».

Следует сказать, что методы христианизации, которые в предшествующий пери-од применялись в крае,  носили ярко выраженный насильственный характер, что естественно вызывало негативную реакцию народа, отразившуюся в песне :

Крещение идет
На сером коне,
Я увидела — испугалась,
Под овчином спряталась.
Под овчином козел.
Ногами стучит,
Бородой трясет.
Крещение идет.

Насильственный характер кре-щения вызывал не только уст-ный протест, но и реальное противодействие. В 1573 году мордва изгнала со своих зе-мель монахов Шацкого Чер-неева Николаевского монас-тыря. В 1595 году монахи Пу-рдошского (Пурдышевского) монастыря жаловались на при-теснения со стороны местного мордовского и татарского на-селения : «... чинят монасты-рю обиду и насильство вели-кое и хрестьянской вере пору-гаются, на монастырь палка-ми бросают ... и огнем под  мо-настырь   приходят   и   сжечь

хотят ...». В 1656 году архиепископ рязанский Мисаил был убит в Шацком уезде при попытке «мордву, и татар в святое крещение приводити».

Христианство было воспринято мордвой как «чужеродная» религия. Неслучайно одна из героинь устного народного творчества Мамилька, сидящая в москов-ском остроге «за мордовскую веру, за мордовские законы» советует своей сестре :

Не ездь, сестрица, не ездь, Ялгавка,
В божью церковь
Русским богам молиться.
Я вчера до вечера стояла,
В русском моленье толку не нашла :
Все липовые образа.
Они не милуют меня.
В остроге вот полтора года сижу,
Никуда не выхожу,
Свою веру не меняй,
Свои мордовские законы не нарушай !

А другая героиня фольклора, Сырява, отвечает отказом сызранскому воеводе, который приказывает отречься от своего национального костюма и креститься :

Я не скину хвосты,
Не надену кресты.

Примечание : под хвостами понимается пулай
мордовское поясное украшение.

Потерпев неудачу с быстрой христианизацией народа, правительство и его мест-ные органы усилили нажим на мордовскую и татарскую знать края. Местным феодалам было что терять, и чаще всего они принимали новую веру под страхом попасть в немилость, а то и под прямые репрессии : " ... А буде они не крестят-ся, — и им сказать, что они сосланы будут в Богороцкой на пашню" (из отпис-ки Темниковского воеводы Николая Спафария в Москву).

Строительство монастыря. Миниатюра конца XVI века.

Постепенно в крае возводятся монастыри : Шацкий Чернеев Николаевский (1573), Пурдышевский (1573), Краснослободский Спасо-Пребраженский (1652), Санаксарский (1659) и другие.

В Петровскую же эпоху, которая породила не толь-ко воинов и флотоводцев, дипломатов и заводчи-ков, но и просветителей типа Ивана Посошкова, процесс христианизации стал более утончённым. Призыв Посошкова обучать мордву грамоте созву-чен устремлениям последующих поколений россий-ских гуманистов.

Идеи, волновавшие И. Т. Посошкова, буквально «витали   в  воздухе».  В феврале  1723  года  в  Свя-

тейший синод обратился подканцелярист Починковской конторы поташных дел Василий Симонов. Он предложил проект обучения мордвы русской грамо-те. В своём доношении в синод он писал : «Всепокорно молю ... дабы его импера-торского величества указом и по благословению Святейшего Правительствую-щего синода повелено было на оные призрить светом и извести омраченные сле-потою неверием, чтобы просветить книжным учением мордовских детей, ко-торые породилися от крещеных и от некрещёных. И егда познают писание, и в нём уразумеют истинного Бога, тогда самовольно обратятся ко крещению, об-ратят же и протчих к вере христианской ...»

Дамаскин один из наиболее известных крестителей мордвы.

Проект Симонова не был осуществлен, как, впро-чем, и проект Посошкова. Государственным и церковным властям пришелся не по душе их де-мократизм, однако сам факт существования по-добных предложений говорил о многом. Он сви-детельствовал о том, что в русском обществе вы-зревает тенденция мирной христианизации мор-двы, тенденция ненасильственного утверждения «веры христовой» в мордовском крае.

Она начинает просматриваться и в действиях правительства, которое понимает, что насилие порождает ответное насилие. Опыт XVII века с массовыми выступлениями мордовских крестьян, убийство митрополита рязанского Мисаила, по-громы монастырей — свидетельства тому.

С начала XVIII века правительство начинает проводить политику «кнута и пря-ника». Уже в мае 1681 года царь Фёдор Алексеевич обратился к мордве с ука-зом, в котором призывал, «поискав благочистивыя христианския веры греческо-го закона, крестились все, а как они крестятся и им во всяких податях дано бу-дет льготы на шесть лет, а буде они креститься не похотят, и им сказать, что они будут отданы в поместья и вотчины»

Петр I и его преемники продолжили эту традицию. В 1720 году новокрещёнам (так называли принявших христианскую веру мордовских крестьян) были даны льготы на три года, «дабы тем придать к восприятию веры греческого закона лучшую охоту». В ноябре 1722 года Петр I писал казанскому губернатору : «... ко-торые из басурман крестились, в службу не бери, и которые взяты и ныне обре-таются ещё в Казанском гарнизоне, и оных отпусти в домы их ...»

Сохранилось мордовское предание, которое в какой-то мере отразило личное участие Петра I в крещении мордвы. Согласно этой легенде однажды Пётр повстречал человека со звериными шкурами и пожелал узнать, кто он и откуда. Человек назвался мордвином и при разговоре не скинул шапки. Петр назвал его невежею и потом спросил его о вере. Узнав о том, что мордвин не знает ни Христа, ни его, Петра, государь стал уговаривать своего собеседника креститься и уговорил. Царь сам был восприемником при крещении, а затем в знак милости пожаловал зверолову земли.

Церковь, которая находится в Зубовой Поляне сейчас

При проведении христианиза-ции мордовского населения правительство столкнулось с отсутствием среди духовенст-ва людей, знающих эрзянский и мокшанский языки. Слово божье, произнесённое по-рус-ски, имело малое воздействие на крестьян. Поэтому началась подготовка миссионеров, зна-ющих языки. В 1733 году пу-тешественники И. Г. Гмелин и Г. Ф. Миллер посетили Но-вокрещёнскую школу в Зилан-товом  монастыре  под Каза-

нью, среди учеников которой встретили и мордовских ребятишек. По словам И. Г. Гмелина, «при хорошем руководстве из них могло бы выйти нечто превосход-ное ... Из мальчиков надеялись сделать проповедников христианства среди их соплеменников. С этой целью ... им велено было все время говорить на их родных наречиях». По указу императрицы Анны Ивановны от 11 сентября 1740 года в Казанской епархии «для обучения иноверческих детей» были учреждены че-тыре школы, в которых требовалось «обучать оных новокрещёных детей рус-ской грамоте по алфавиту и слогам букваря с десятословием ... однако ж при том за ними смотреть, чтобы и своих природных языков не позабыли». Сто-ронником подготовки миссионеров со знанием языков был нижегородский епи-скоп Питирим, на этой же позиции стояло и руководство созданной в 1740 году Конторы новокрещёнских дел.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Памятник архитектуры XVII в. Темников. Фото Е. Зорькина

Гибкая политика правитель-ства привела к крещению де-сятков тысяч мордовских кре-стьян. Однако чаще всего при-нятие христианства происхо-дило формально. Церковный историк XIX века Аполлон Можаровский писал по это-му поводу : «... дело в том, что самая большая часть иноверцев, увлекаясь одними материальными выгодами, принимали христианство без всякого  внутреннего  убежде-

ния, проповедники, к сожалению, большею частью и ограничивались только этим легким способом обращения, не вменяя себе в обязанность — возбуждать в сердцах и мыслях нововокрещёных живую и искреннюю веру в Христа и на-учать христианству».

Церковь Пророчицы Анны в Жуковке. Построена в 2005 г. Зубово-Полянский район.  Фото С. Шевченко.

Кроме того, принимая право-славие, мордовские крестьяне продолжали молиться своим богам. В результате возникало очень сложное идеологичес-кое явление — христианская вера как бы наккладывалась на древнюю языческую, видоиз-меняла её. Складывался весь-ма своеобразный симбиоз, своего рода новая религия. Под влиянием христианской проповеди произошла транс-формация  мордовской  мифо-

логии. На смену патриархальному Чам-пазу пришел великий творец — Инеш-ки-паз, подобный библейскому Саваофу, абстрактное мировое зло оформилось в фигуру черта, сатаны Идемевсь (см. Религиозные представления древней мордвы). Бытовую черту этого процесса заметил в свое время историк В. О. Ключевский : «Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к рус-ским народным или церковным празднествам, семику, троицыну дню, рождест-ву, новому году». Складывание новой, по сути своей национальной, религии вы-зывало закономерное беспокойство правительства и церковных властей. Поэто-му в политике «кнута и пряника» в конце 30-х начале 40-х годов начинает пре-обладать «кнут». Вот типичнейший документ того времени — донесение избран-ного крестьянами села Пожарок Нижегородского уезда просителя Ивана Ва-сильева в Нижегородскую консисторию (учреждение по управлению епархи-ей) : «... священник Климентов сшед на мельницу с присланным из Нижегород-ской губернской канцелярии солдатом Яковом, перехватив на мельнице помоль-цев татар и мордвы восемь человек, из которых иных бив, крестил насильно, а прочие иноверные помольцы, оставя на помольном дворе привезённый свой хлеб для молотья шестнадцать возов, неведомо куда от страха разбежались ...»

Церковь в Атяшеве (восток  Мордовии)

Аналогичный случай произо-шел в 1744 году в деревне Кярга Темниковского уезда, куда приехал с солдатами про-топоп Казанский. Участники этих бесчинств не были нака-заны, мало того, государство поощряло их, поддерживало. В этих условиях закономер-ной реакцией со стороны мор-довских крестьян было сопро-тивление во всех возможных  для них формах.  Первоначаль-

но мордовское население края отреагировало массовым бегством за Волгу, в Сибирь. Именно в это время среди мордовских крестьян распространились уто-пические воззрения о существовании где-то царства справедливости. Они нало-жились на старинные предания о Тюштяне, который увёл свой народ за море и будто бы основал это царство. По легендам «заморская мордва живет с Тюш-тянем в совершенном изобилии и довольстве, податей не платит и рекрутст-ва не знает».

Мордовские крестьяне бежали в одиночку, семьями, а порой снимались с наси-женных мест целыми деревнями. В 1724 году староста мордовской деревни Су-досево Осип Петаев доложил о бегстве из деревни Сарока Болтаева «з же-ною  и з детьми и с приимышем Турайкою Пунсилкиным». Через десять лет, в документах 1734 года, фиксируется бегство мордвы деревни Давыдовой Саран-ского уезда : «... мордва, которые платежем подушных денег положены на рос-товский драгунский полк, бежали все без остатку, а дворы оставили впусте ...»

Ф. Сычков "Водосвятие", 1916 г.

Иногда же на смену пассивным формам сопротивления приходили активные, вспыхивали локальные стихийные восстания. В июле 1741 года крестьяне села Сыресева и деревни Хмелевки «многолюдством с ружьи и с копьи и з содаки» разгромили вотчину цесаревны Елизаветы Петровны при сельце Меянец. В 1756 году крестьяне села Петровка Саранского уезда разбили усадьбу местного помещика, а жители сел Дубровка и Чиндяново Алатырского уезда проделали то же самое с имением графа Шереметева. Впрочем, все это было мелкими сты-чками, довольно быстро подавляемыми.

Третий день Троицы в с. Промзине Спасского уезда (ныне З-Полянского района), 1920-е гг.

Наиболее крупным же выступле-нием стало восстание мордвы Те-рюшевской волости Нижегород-ской губернии 1743-45 гг. Факти-чески оно носило характер нацио-нально-освободительного движе-ния под религиозными лозунгами. А началось всё с назначения на пост епископа нижегородского и алатырского Дмитрия Сеченова — весьма энергичного, но, самое  страшное,  фанатично настроенно-

го священнослужителя. Ему было велено «волей или неволей» крестить иновер-цев в Казанской, Астраханской, Симбирской, Нижегородской и Воронежской губерниях. Исполнять свои обязанности Д. Сеченов начал ревностно.

18 мая 1743 года Д. Сеченов прибыл в село Сарлеи Терюшевской волости и увидел близ церкви мордовское кладбище с намогильными срубами. Он прика-зал «оное кладбище, разруша, сжечь». Несколько сот мордовских крестьян напа-ло на миссионеров и солдат, которые попытались осуществить этот приказ. На помощь епископу из Нижнего  Новгорода выступили войска, что подлило масла в огонь. Тем более, что начали они с ареста зачинщиков, о судьбе которых крас-норечиво сообщает документ : «... держаны были в тюрьмах, в каменном остро-ге, у преосвященного в семинарии, и в других местах. И, держав оных мордву, крестили из-под неволи ...»

 

Село Анаево Спасского уезда (ныне З-Полянского района) в праздничный день, 1920-е гг. Из фондов Мордовского краеведческого музея.

Между тем восстание ширилось, распространяясь на соседние с Са-рлеем села и деревни. По подсчё-там исследователей, 6 000 кресть-ян взялись за оружие. Во главе по-встанцев встал уроженец села Большое Сеськино Несмеян Васильев. Его соратниками по ру-ководству восстанием стали Пом-раз Семёнов, Шатрез Плакидин, Котрян Андрюшкин, Дружина Цинаев. Присланные на  подавле-ние  движения каратели во главе с

капитаном Лазарем Шмаковым бесчинствовали в селах и деревнях. Шмаков «... мордву для невольного крещения сыскивал, и возил под караулом под шпагами, и у мордовских жен косы обрезывал». Однако сил для пресечения восстания у него явно не хватало. Поэтому решением военной коллегии в Терюшевскую во-лость были направлены крупные части под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера.

Праздник иконы Казанской Божией Матери в Мордов-cком Пимбуре. З-Полянский район, июль 2004 г. Фото С. Шевченко.

Конечно же, государству уда-лось сравнительно быстро ра- справиться с мордовскими крестьянами. В конце ноября 1743 года у деревни Лапши-хи повстанцы были разбиты. Пленные были подвергнуты пыткам, руководитель восста-ния, Несмеян Васильев, был сожжен на костре, а его сорат-ник, Помраз Семёнов, пове-шен. Однако результатом вос-стания явилось отступление правительства и церкви от по-литики насильственной хри-стианизации. Даже такой фа-натик, как Д. Сеченов, был вынужден признать формаль-ный характер крещения у мор-двы. В 1746 году он писал о том, что новокрещёны «... на молитвословие к божествен-ным службам не приходят, и святых крестов на себе не но-сят (во святые посты едят вси мясо и млеко),  и новорож-

денных детей своих ко крещению не объявляют, и умерших для погребения к ча-совне не привозят, и во всем чинятся противны».

Спустя сорок с лишним лет нижегородский архиепископ Дамаскин сообщал о независимой духовной жизни мордвы Екатерине II : «... они придерживаются многих старинных обычаев, обрядов и праздников».

Опасение новых возможных выступлений заставило правительство прекратить практику взятия в рекруты «язычников» взамен христиан, были прекращены пе-реселения некрещёных из деревень, в которых жили новокрещёны. Осуществ-лены и частичные уступки. Например, власти отказались от ареста всех «зачин-щиков» Терюшевского восстания ввиду их «великого множества».

Таким образом, правительству не удалось форсировать процесс христианизации мордвы. Мордва сохранила в борьбе свое национальное самосознание и тради-ционную культуру. Но ни естественное недовольство мордвы христианизацией, ни даже убийство Мисаила не остановили процесса — он лишь замедлился и принял более приемлемые для язычников формы, и постепенно новые поколе-ния забывали дорогу к языческим капищам и православные праздники стали для эрзян и мокшан своими. Процесс постепенной христианизации мордовского края и, в том числе, в мокшанской его части,  в наших местах, был завершён к сере-дине-концу XVIII века.

Кафедральный собор святого праведного воина Фёдора Ушакова.  Саранск. Построен в 2006 г. Фото А. Ивлиева.

Именно в это время во мно-гих старинных мокшанских се-лах были построены первые храмы. Первая деревянная це-рковь в селе Богдановка бы-ла сооружена в 1751 году, че-рез пять лет был воздвигнут храм в Покровских Селищах, потом в Новом Бадикове, ещё через год была открыта церковь в Пичпанде, в Тар-ханской Потьме в 1758 го-ду.

Через 130 лет, в середине XIX века, исследователь Тамбов-ского края И. И. Дубасов изучил церковь в Покровских Селищах, о которой написал : "Самый старинный храм в Тамбовской мордовской сто-роне — это  церковь  Покрова

Пресвятой Богородицы в селе Покровских Селищах, построенная в 1756 г. Цер-ковь эта сооружена была из дерева и за счёт местных жителей. Правительст-во же прислало в новопостроенную церковь колокол, на котором имеется сле-дующая надпись : "Лит в Екатеринбурге в 1751 году, 7 пуд 35 фунт".

Однако, даже посещая церкви, соблюдая все православные обряды, мордва ещё долго — вплоть до XX века — "совмещала" старые языческие обряды и христи-анские ритуалы, Христа порой понимая как "сменщика"-аналога главного мор-довского языческого бога Шкая. Этнограф и краевед И. Дубасов отмечал в кон-це XIX века : "... мордва и в настоящее время не совсем еще освободилась от языческих верований. Правда, внешним образом они выражают самую усердную привязанность к Православной церкви : соблюдают посты, любят церковное благолепие, большие мастера звонить по праздникам на колокольнях, но от это-го до истинного христианства еще далеко".

Мордовское моление на Троицу. Фото М. Евсевьева, начало XX в.

На этой фотографии хорошо видно совмещение старых верований и новых : отмечая христианский праздник Троицы, жители мордовской деревни празднуют его точно так же, как до крещения праздновали свои языческие праздники их предки — совместной трапезой и коллективным молением не в храме, а на местности около деревни.

Но, тем не менее, постепенно церкви сооружались во многих селениях края, Хри-стова вера крепла, авторитет священнослужителей возрастал.

В XIX веке старые храмы обветшали, на смену им в разные годы были  воздвиг-нуты более величественные каменные и деревянные строения. На карте 1883 года в той части Спасского уезда, которую ныне занимает Зубово-Полянский район, церкви отмечены в 19 селениях, причем, в некоторых из них было по два храма. Позже церкви строились и в других поселениях. Причём, отметим удиви-тельный факт : в XIX веке общины неграмотных крестьян строили (или, во вся-ком случае, являлись инициаторами строительства) церковные здания, которые своей архитектурой вызывают восхищение и сегодня (в отличие от строящихся наспех в наши дни в Зубово-Полянском районе неказистых бревенчатых соору-жений).

В Ачадовской волости общество села, нуждаясь в деньгах на постройку церкви, в 1880 году сдало под вырубку, расчистку и распашку 6 десятин леса и 7 десятин выгона. Построенный на эти деньги великолепный храм и доныне украшает село Ачадово.

Церковь, которая была в Каргашине до начала 1930-х гг.  Рисунок проекта.

В селе Каргашино церковь была постро-ена в начале XX века. Она стояла в центре села, но просуществовала недолго, до 1930-х годов, когда в эпоху воинствующего ате-изма и репрессий против священников бы-ла разрушена. Ветеран войны и труда Гри-горий Никитич Гинин, родившийся в этом селе в 1912 году, вспоминает, что эта дере-вянная, кружевная, изящная церковь была истинным украшением села. Служил в ней священник из Сасова, всеми уважаемый отец Дмитрий (Кочетов Дмитрий Васи-льевич).* Церковь  не только объединяла прихожан и сеяла добрые семена, призывая

к неукоснительному исполнению заповедей Иисуса Христа, но и собирала жите-лей Каргашина «во дни торжеств и бед народных». К языку большого колокола была привязана длинная веревка, позволявшая каждому «бить в набат» в случае пожара или каких-то других несчастий. В архивах сохранился проект, по которо-му строили церковь.

Церковь, которая была в Новых Выселках, 1910-е гг.

В Новых Выселках взамен старой, деревянной церквушки в 1890 году при-ступили к строительству каменного храма на 1 000 прихожан. Такого масштабно-го строительства в селе еще не знали. Каждое подворье, имеющее в своем хо-зяйстве лошадь, должно было поставить на место стройки три подводы камней. Камни собирали по полям, оврагам, по берегам реки Чиуш. Кирпичи формовали и обжигали в полукилометре от строительного объекта. Кладку стен вели на из-вестковом растворе каменщики из Вадинска. В 1903 году строительство церкви было завершено. Открытие храма было приурочено к канонизации Серафима Саровского. По некоторым сведениям, на открытии храма присутствовал митро-полит Антоний Вадковский, детство которого прошло неподалеку — в Ши-рингушах.

Ново-Выселкская церковь простояла до 1944 года, когда её взорвали. Часть вторичного строительного материала было вывезено в предместья Зубовой По-ляны для возведения моста через реку Лундан на автотрассе МоскваКуйбы-шев, часть в район так называемого «Тёщиного языка», где были непролаз-ные топи и болота (см. также о том, как в 1920-х годах церковь стала причи-ной бедствий для некоторых жителей села).

Церковь, которая находилась в Зубовой Поляне до начала 1930-х годов. Фото из архива семьи Миловановых.

Первым священником в Зубо-вой Поляне в новой церкви был отец Ермил Ермолай Соколов. Он окончил Тамбов- скую семинарию в начале XX в. и, приехав в Зубову Поля-ну, преподавал также в мест-ной школе, как тогда было принято, закон божий. В нача-ле 1930-х гг. церковь сожгли, а с отцом Ермилом, скорее все-го, местные коммунистистиче-ские власти просто расправи-лись без всякого суда и прочих формальностей, т. к. в списках репрессированных  по  району он не числится. Во всяком слу-

чае, в местных преданиях о том времени о нём говорится, что "его погубили", "он сгинул".

Таким образом, мордва обрела веру Христову спустя 1 800 лет после Р.Х. и 800 лет после крещения Руси (на территории, занимаемой современной Мордовией, перед революцией 1917 г. насчитывалось более 700 православных церквей и 14 монастырей). А ещё через 150 лет и священникам, и верующим пришлось пройти через испытания, которым их подвергли коммунисты, пытаясь отвернуть от цер-кви. И многие достойно прошли через них, а некоторые приняли мучениче-скую смерть, — и остались верными православной вере.  Количество церквей в Мордовии к 1936 г. уменьшилось до 577, в 1934 г. действовали 225, в 1933 г. 136, ещё через год — 71, на начало 1944 г. вообще не осталось ни одного дейст-вующего церковного прихода. Все монастыри и мечети были закрыты ещё раньше.

В настоящее время русская православная церковь (РПЦ) переживает процесс воз-рождения после 70 лет угнетения : реставрируются старые и сооружаются новые культовые здания, при них открываются воскресные школы для детей. В 1991 г. была создана Саранская и Мордовская епархия Русской Православной Церк-ви, к которой по состоянии на 2004 г. относились 283 религиозные организации: 6 благочиний 24 городских и 230 сельских приходов с 256 священниками. В Зубово-Полянском благочинии одном из крупнейших — насчитывается 27 приходов, а также имеются домовые церкви в исправительных лагерях УФСИН РФ по РМ (2006 г.) (церкви Зубово-Полянского района).

Всего на территории Мордовии в 2004 насчитывалось 332 зарегистрированных  религиозных организации, среди которых есть и нетрадиционные для России конфессии : молокане, баптисты, иудействующие (субботники) и некоторые дру-гие, традиционно классифицируемые как протестантские. Но число их адептов не превышает нескольких тысяч или даже сотен, и они существуют на положе-нии сект.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь в Покрово-Селищах. З-Полянский район, 2000 г. Фото С. Шевченко.

В Зубово-Полянском районе также находятся 2 монастыря. В мужской монастырь был об-ращён приход церкви в честь иконы Божией Матери Жи-воносный Источник в селе Журавкино. О другом монас-тыре в одной из публикаций рассказывается следующее : "Совершенно уникальна исто-рия Свято-Варсонофиевско-го монастыря. В Покровских Селищах стояли развалины двух   деревянных  приходских

цервей; одна из них рухнула. Местный уроженец иеромонах Алексий (Дегаев) восстановил второй храм. В 1995 года при храме организовалась небольшая жен-ская монашеская община, которая в 1996 году получила статус монастыря. За по-следующие восемь лет о. Алексий, духовник обители, и настоятельница игуме-ния Варсонофия (Кузмичева) построили несколько каменных келейных зданий, гостиницу, на стадии завершения находится величественная соборная Покров-ская церковь. Создано хозяйство, которое считается одним из лучших в Мордо-вии. Число насельниц достигло 60 человек. При монастыре действуют приют-детский садик, оборудованный по последнему слову техники и педагогической науки, и богадельня, в которой содержится за счет монастыря около 20 одиноких пожилых женщин". Подробнее о монастыре на его сайте ...

Покровская церковь в Ачадове, конец 1990-х гг.

Около 5% (49 000 чел.) насе-ления Мордовии исповедует ислам. В каждом из 58 татар-ских сёл действуют мечети или приспособленные под них здания. Зарегистрированные религиозные исламские общи-ны относятся к Московскому, Казанскому и Уфимскому муфтиятам. В Зубово-Поля-нском районе мечети в 1990-х годах были открыты в Ко-четовке и в Татарском Лун-дане. В Кочетовке первым муллой стал Хали Хасанович Мамин, передовик производ-ства, до этого многие годы ра-ботавший трактористом, а в Татарском Лундане — пред-ставитель  известной в районе

фамилии ЧинакаевыхШамиль Ибрагимович, более 30 лет проработавший учителем истории.

 По материалам В. Абрамова, Е. Мокшиной, А. Прохорова,
Г. Петелина, В. Юрченкова, публикациям в прессе. 2004-2007 гг.
Рисунок А. Коровина.

 

 

 

ЦЕРКВИ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА (2007 г.)

Населённый пункт

Церковь

Населённый пункт

Церковь

Анаево

Покровская

Покровские Селищи

Покровская

Ачадово

Покровская

Потьма

Покровская

Барашево, ЛПУ-21

Великомученика и целителя Пантелеймона

Свеженькая

Казанская

Булдыгино

Покровская

Сосновка, ИК-7

Во имя святых Царственных Мучеников

Вадовские Селищи

Покровская

Старая Потьма

Никольская

Выша

Преображенская

Старое Бадиково

Никольская

Жуковка

Пророчицы Анны

Тарханская Потьма

Рождества Христова

Журавкино

Божией Матери Живоносный Источник

Ударный

Казанская

Зубова Поляна

Покровская

Ударный, ИК-4

Преп. Серафима Саровского, домовая

Зарубкино

Рождества Христова

Ударный, ИК-10

Иконы Божией Матери

"Скоропослушница", домовая

Леплей, ИК-5

Святого благоверного кн. Александра Невского, домовая

Умёт

Рождества Пресвятой Богородицы

Мордовский Пимбур

Покровская

Ширингуши

Михайло-Архангельская

Мордовская Поляна

Никольская

Явас

Преп. Серафима Саровского

Новое Бадиково

Никольская

Явас, ИК-2

Сергия Радонежского

Озерный, ИК-11

Преп. Серафима Саровского, домовая

Явас, ИК-11

Преп. Амвросия Оптинского, домовая

Парца, ИК-14

Святой великомученицы Анастасии Узореши-тельницы, домовая

 

 

Пичпанда

Никольская

 

 

Покассы

Рождества Христова

 

 

 

______________________________________________________________________

* В 1937 году Кочетов Д. В.  был осуждён по политической статье 58-10 УК РСФСР ("Пропаган-да или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений…. с использованием религиоз-ных предрассудков масс ..."). Всего же в Зубово-Полянском районе только по официальным дан-ным было репрессировано 50 "служителей религиозного культа", из них 41 получил различные сроки тюремного заключения или концлагерей, 2 сослано (один без права возвращения назад после окончания срока ссылки), 7 расстреляно. В Мордовии в целом – тоже по официальным данным – был репрессирован 651"служитель религиозного культа," несколько десятков из которых были расстреляны.

Всё это офицальные данные мордовской прокуратуры. Но есть версия, согласно которой именно в Зубово-Полянском районе в существовавшем около Барашева Темлаге "было расстреляно в 30-х годах почти всё православное духовенство центральных губерний России, около 40 000 человек", — что вполне вероятно, ибо, по данным исследовательницы религиозных организаций из Мордов-ского университета Е. Мокшиной, "в 1918 г. в России было расстреляно 3 000 священнослужите-лей. Из 130 архиереев РПЦ, составлявших её епископат в канун событий 1917 г., к 1943 г. в жи-вых и вне зон ГУЛАГа оставалось всего 4 человека, да и те прошли ранее через муки советской инквизиции. Цифрами репрессий особенно поражают 1930-е гг. В 1937 г. православного духо-венства было репрессировано 136 900 человек (из них расстреляно 85 300), в 1938 г. — 28 300 (из них расстреляно 21 500), в 1939 г. — 1 500 (расстреляно 900). Сокращение цифр означало не ослабление репрессий, а то, что расстреливать было уже почти некого. И в 1944–46 гг. были казнены примерно 100 священнослужителей".

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор