История мордвы : мордовские крестьяне участвуют в освобождении Москвы от поляков > Зубова Поляна (Республика Мордовия)


Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Древне-
мордовcкая
легенда
о сотворении
мира

Прапредки
мордовcкого
народа

I-IV века :
появление
древнемордовских
племён

Мордовия
в IV-IX веках :
времена Тюшти

Мордовия
в XI-XII веках :
лавирование между
войной и миром

Мордовия
в XII-XIII веках :
инязор Пургас воюет
за Нижний Новгород и
сопротивляется

монголам

Мордовия
в XI
I-XIII веках :
инязор Пуреш воюет

с русскими и половцами
и покоряется монголам

Мордовия
в XI
V векe :
инязор Алабуга
воюет с Русью

Мордовия
в XI
V-XVI веках :
вхождение в состав
России

Мордовия
в XVI веке :
мордва участвует
в завоевании

Казанского
ханства

Мордовия
в
XVII веке :
князь Баюш
громит степняков

Мордовия
в XVII веке :
мордовские воины
помогают Минину и
Пожарскому

Мордовия
в XVI-XVII веках :
пограничная служба мордвы в "диком поле"

Крещение
мордвы

Краткая
история
зубовополянской
земли

 

 

С. Иванов "В смутное время" (лагерь самозванца).

МОРДОВИЯ В XVII ВЕКЕ : МОРДОВСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ
В РЯДАХ ОПОЛЧЕНИЯ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО
ОСВОБОЖДАЮТ МОСКВУ ОТ ПОЛЯКОВ

Смутным временем называли современники начало “бунташного” XVII века, когда ожесточенная борьба различных социальных сил (иногда её называют гражданской войной), иностранная интервенция, голод и разруха поставили под угрозу существование Русского государства.

Присоединение мордовского края к России не привело на первых порах к глубо-ким изменениям в местном быту. Правда, феодалы, выступавшие на стороне Казанского ханства, были репрессированы, а их вотчины в большинстве пере-даны русским боярам «для крещения». Но таких было немного, основная часть мордовских князей и мурз сохранила свои богатства. В лучших социально-эконо-мических условиях по сравнению с русскими находились мордовские крестьяне. Они были лично свободными, платили государству и своим князьям меньшие подати. Подавляющее большинство мордовского населения продолжало испове-довать национальную религию, которая повсеместно стала вытеснять так и не укрепившийся в крае ислам. Однако по мере развертывания царского админист-ративного аппарата, усиления монастырского землевладения экономические и религиозные привилегии мордовского населения постепенно ликвидировались. Особенно заметно этот процесс шел в северных районах Мордовии, прилегаю-щих к Нижнему Новгороду. Именно здешнее мордовское население, проявляло наибольшую активность в борьбе за свои права, вылившееся в начале XVII века в мощное крестьянское восстание. Мордовские крестьяне не только составили большую часть повстанческих отрядов, наступавших на столицу Поволжья Нижний Новгород, но и выдвинули из своей среды немало талантливых руко-водителей народного восстания.

Наиболее известными вождями восстания в Поволжье стали выборные мор-довские старшины Москов и Воркадин. Сведений об этих людях, впрочем, как и о других мордовских деятелях средневековья, сохранилось очень мало. В точ-ности неизвестны даже и фамилии, которые тогда давались по именам отцов. С большой долей достоверности ряд историков предполагает, что фамилией пер-вого была — Малков, а второго — Чинков.  Хотя конкретных данных о народ-ных предводителях маловато, все же условия, в которых они жили и боролись, могут в какой-то мере восполнить эти пробелы. Познакомимся же подробнее со временем Москова Малкова и Воркадина Чинкова.

В 1598 году умер бездетным царь всея Руси Фёдор, сын Ивана Грозного и пос-ледний властитель из династии Рюриковичей. Неспособный к государственным делам, он всецело находился под влиянием своего шурина Бориса Годунова. Близость к трону и незаурядные способности позволили тому укрепить своё по-ложение, и, по смерти Фёдора, Годунова избрали царём. Однако он был не зна-тен, да к тому же происходил от ордынского мурзы Чета, приехавшего в Москву в XIV веке. Поэтому его воцарение вызвало крайнее недовольство могуществен-ных боярских родов Шуйских, Бельских, Мстиславских, Трубецких и других, также стремившихся к власти. Претенденты вербовали сторонников, вооружали подданных, распускали слухи о якобы причастности Бориса к смерти другого сына Ивана ГрозногоДмитрия. Все это создавало в стране нестабильную политическую обстановку, обострённую несколькими неурожайными годами, воспринятыми на уровне мировоззрения обывателей XVII века, как божья кара за грехи нового царя.

Ослабление центральной власти, резкое ухудшение положения крестьян способ-ствовали активизации борьбы последних за лучшую жизнь, которую по тогдаш-ним понятиям мог дать только хороший царь.

Поляки вступили в пределы России и, не имевшее хорошего полководца, русское войско было разбито. Не получившие жалования находившиеся в русских вой-сках шведские наёмники отказались от службы и захватили Новгород. Тогда мос-ковские бояре насильно постригли претендента на трон Шуйского в монахи и объявили наследником российского престола сына Сигизмунда Владислава. Польское войско вошло в Москву.

Таков был общий ход событий, сотрясавших Россию и всю Восточную Европу, на фоне которых решал свои проблемы затерявшийся в приволжских лесах мор-довский народ. Восстание под руководством Ивана Болотникова, начавшееся в 1606 году в южных и центральных районах страны, незамедлительно перекину-лось в мордовский край. Повстанцы захватили уездные города : Арзамас, Ала-тырь, Темников, Шацк и повели наступление на главный город Поволжья Нижний Новгород. Во главе тысяч мордовских и русских крестьян, хлынувших на правобережье Волги, стояли выборные старшины Москов Малков и Ворка-дин Чинков. По всему правобережью заполыхали родовые дворянские гнезда. Эта борьба велась якобы для защиты «доброго царя Дмитрия», однако, столь призрачное «идеологическое прикрытие» не могло ввести в заблуждение ни цар-ских воевод ни, тем более, позднейших исследователей.

Вот что пишет об этом в «Очерках мордвы» Андрей Печерский : «Затрудни-тельные обстоятельства смутного времени требовали много денег и хлеба, льготы были нарушены, с тех пор и смирная дотоле мордва возмутилась ... Мордва забунтовала от Нижнего до Алатыря, нападала на проезжавших по большим дорогам, ловила царских гонцов, посылаемых из Москвы в Нижний, Казань, Вятку и в другие города понизовья ... Мордовская вольница выбрала из среды своей предводителей Москова и Вокардина (Воркадина). Они явились под Нижним, оставшимся верным царю Василию. Не имея огнестрельного оружия, мордовские выборные опустошили русские деревни, сожгли верхний посад го-рода, но не могли взять кремля и, не имея лодок, не причинили вреда нижнему посаду, доступному лишь с Оки и Волги. Долго стояла мордва под Нижним. Уз-нав, что князь Иван Михайлович Воротынский идёт на Арзамас, она броси-лась спасать в лесах свои семейства и пожитки. Воротынский рассеял толпы выборных мордовских людей Москова и Воркадина, восстановил власть царя Василия, усмирил вольницу : она бросилась вниз по Волге, другая часть её через Мещеру ушла к Тушинскому вору Лжедмитрию II (позднее этот мордовский отряд вместе с казаками князя Трубецкого участвовал в освобождении Москвы от поляков). Мордва не успокоилась : в окрестностях Нижнего, Арзамаса, Кур-мыша и Алатыря скрывалась в лесах и оврагах и в продолжение всего 1607 года то и дело нападала небольшими толпами на войска царя Василия, грабила рус-ские деревни, подступала и к самым городам. По дорогам не было ни прохода, ни проезда от мордвы».

Документы того времени говорят, что вместе с мордвой выступили и русские. Летопись, например, сообщает : «В та же времена собрався мордва и бортники и боярские холопи и крестьяне, приидоша под Нижний Новгород, осадиша. В них же старейшин два мордвина : Москов и Воркадин, и стояху под Нижним и многие покости городу деяху».

Другие мордовские отряды двинулись на Казань. Соединившись с марийскими и чувашскими повстанцами, они 22 декабря 1608 года нанесли под Чебоксарами поражение стороннику Шуйского боярину Фёдору Шереметьеву. Однако за-тем между ними начались раздоры, вылившиеся в вооруженные столкновения. Воспользовавшись этим, Шереметьев вновь перешел в наступление и 1 января 1609 года полностью разгромил их под Свияжском. Совместными усилиями мордовских и русских феодалов восстание в крае в основном было подавлено.

Дмитрий Самозванец. Гравюра Ф. Снядецкого, VII в.

К этому времени лагерь тушинцев (стоявших в Ту-шине сторонников Лжедмитрия II) почти распал-ся. Бесчинства польских наемников возбудили все-общую ненависть, и самозванца покинуло большин-ство его русских сторонников. С другой стороны, стоявший у Смоленска Сигизмунд призвал всех поляков в России под свои знамёна. Брошенный всеми, Лжедмитрий бежал в Калугу, где был убит своими бывшими приверженцами. Отдельно дер-жался отряд волжских казаков князя Трубецкого. Одной из больших вотчин этого знатного боярина была Красная Слобода Темниковского уезда, по-этому в его отряде было немало мордовских казаков.

К нему же присоединилась часть бывших повстанцев Москова и Воркадина. Трубецкой боролся с Шуйскими и ранее поддерживал обоих Лжедмитриев.

Уже четыре года бушевала гражданская война, и конца ей не было видно. На за-паде и севере разорённую страну терзали польские и шведские захватчики. С юга и востока непрерывно совершали набеги крымские и ногайские татары. Чаще всего кочевники нападали на юго-восточные уезды государства : Рязанский, Шацкий, Темниковский, Арзамасский, Алатырский — основную территорию расселения мордвы. Против степняков совместно боролись и мордва, и русские — и князья и крестьяне. Постоянная угроза с Дикого поля заставляла их стре-миться к объединению своих сил, несмотря на многочисленные социальные и национальные противоречия. Среди распрей и пожарищ гражданской войны всё больше людей начинало понимать, что только воссоздание сильного централи-зованного Российского государства позволит выгнать интервентов и унять без-наказанность степняков. Идея объединения под властью православного царя на-ходила все больше приверженцев по всей стране. Рязанский воевода Прокопий Ляпунов стал собирать ополчение, вошедшее в историю Смутного времени под именем Первого. Его поддержали все народы Поволжья. Самое активное учас-тие в Первом ополчении принял и мордовский народ. В феврале 1611 года Ля-пунов писал своим сторонникам во Владимир : «... Дожидаюсь из-под Шацкого Ивана Карназицкого, а с Иваном мордва, и черемиса луговая и нагорная, и чу-ваша, и темниковцы, и алатырцы, иных многих городов людей, тысяч с сорок и больше. … и я ... в тот час пойду на Коломну со всеми людьми».

В марте 1611 года рязанское ополчение осадило Москву. К нему присоедини-лись войска Трубецкого и Заруцкого. Общими усилиями 100-тысячной армии столица была почти освобождена, поляки заперты в Кремле и Китай-городе. Но близость победы вновь обострила противоречия между руководителями дви-жения, каждый из которых преследовал свои цели. Прокопий Ляпунов был убит казаками. Первое ополчение распалось.

«В конце 1611 года, — пи-шет историк В. Ключев-ский, — Московское госу-дарство представляло зре-лище полного видимого раз-рушения. Поляки взяли Смо- ленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Крем-ля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выста-вили одного из своих коро-левичей кандидатом на мо-сковский престол; на смену

К. Лебедев "Опустевшая деревня в начале XVII века"

убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось. Между тем страна оставалась без правительства. Боярская дума, ставшая во главе его по низложении Василия Шуйского, упразднилась сама собою, когда по-ляки захватили Кремль, где сели и некоторые из бояр со своим председателем князем Мстиславским. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части».

Идея всеобщего ополчения для объединения страны, тем не менее, продолжала завоевывать умы и сердца граждан России. Однако в большинстве регионов не  хватало уже духовных и физических сил для воплощения её в жизнь. Невиданные беды выпали на долю основной массы населения — крестьян. «Царю государю и великому князю Димитрию Ивановичу,  всея Руси, — говорилось в одной из че-лобитных, поданных Лжедмитрию II, — бьют челом и кланяются сироты твои государевы, бедные, ограбленные и погорелые крестьянишки. Погибли мы, разо-рены от твоих ратных воинских людей, коровы, лошади и всякая животина по-браны, а мы сами жжены и мучены, дворишки наши все выжжены, а что было хлебца ржаного и тот сгорел, а достальной хлеб твои загонные люди вымо-лотили и развезли, и мы, сироты твои, теперь скитаемся между дворов, пить и есть нечего, помираем с женишками голодной смертью, да на нас же просят твои сотые деньги и конский корм ...».

Пожалуй, единственным краем, способным выставить достаточно мощное войско, оставалось Сред-нее Поволжье. Не случайно по-этому центром организации но-вого ополчения сделался Нижний Новгород. Его руководителями стали глава избираемой горожана-ми местной власти нижегород-ский земский староста Кузьма Минин и представитель госу-дарственной военной элиты князь Дмитрий Пожарский, ко-мандовавший ранее одним из от-рядов в ополчении Прокопия Ля-пунова.

Призыв о помощи Москве нашёл широкий отклик и в массах мор-довского народа. Мордовские кре-стьяне и дворяне Нижегородского уезда, так же, как и русские, отда-ли на создание рати пятую часть своего имущества. Большое коли-чество  продовольствия,  снаряже-

А. Кившенко "Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам"

М. Скотти "Минин и Пожарский"

ния и денег поступило от мордвы других уездов. В короткое время из мордовских крестьян, казаков и мурз было сформировано несколько отрядов, присоединив-шихся к ополчению во Владимире. Как следует из сообщения, например, арза-масского воеводы : «Голова Алексей Иванович Пожаков с казаки, и с мурзы, и с татары и мордвою на земскую службу в Володимер пошол генваря в 12 день ...». В освобожденном от поляков Ярославле был создан Совет всея земли, в ко-торый вошли представители многих городов и народов России. Мордовский народ там представлял служивый человек Научай Суроватов.

В военном отношении Второе ополчение было намного слабее первого и насчи-тывало лишь около 20 000 воинов. Не было оно единым и в политическом отно-шении. То и дело в нём вспыхивали ссоры между различными дворянскими группировками. Поэтому чрезвычайно важно было обеспечить земскому войску крепкий тыл.

К. Вениг "Последние минуты Дмитрия Самозванца", 1879 г.

Судя по всему, большая часть восставших крестьян хорошо понимала это. Те из них, кто не включился в борьбу с поляками, выступили на защиту юго-восточных ок-раин страны против крымских и ногай-ских татар, усиливших свои набеги в сму-тное время. Сражаясь в пограничных от-рядах и,  главным образом,  в армии князя

Баюша, летом 1612 года ни смогли за-щитить тылы Второго ополчения, что дало тому возможность подступить к Мо-скве. «По боевым качествам, — пишет В. Ключевский, — оно не стояло выше пер-вого, хотя было хорошо снаряжено бла-годаря обильной денежной казне."

Военные действия этого ополчения завер-шились успехом — Москва была  освобо-

ждена, был избран новый царь Михаил, положивший начало династии Рома-новых.

   По материалам В. Абрамова, В. Ключевского и исторических источников

Английский коммерсант и дипломат Джером Горсей оставил книгу о Московии XVI − начала XVII веков. В ней он даёт такую оценку причин поражения поляков и шведов во время интервенции в Россию : "Набеги и и вторжения крымских татар сильно беспокоили поляков. Но ещё опаснее были для них бунты и нашествия черемисов, ногайцев, мордвы, татар, черкесов и их князей и правителей, испытанных, смелых наездников. Эти инородцы долго находились под властью русских князей, которые обходились с ними лучше, нежели со всеми другими нациями; и теперь, лишённые привычного хорошего обращения и притесняемые поляками, они возненавидели их, что и послужило им и русским на пользу.

Они поднялись в огромном числе, вооружились, напали на поляков, подвергли их неминуемой опасности, грабили, расхищали их имущество и убивали. Поляки принуждены были обратиться в поспешное бегство вместе с захваченными сокровищами и добычей. Таким образом страна была освобождена".

 

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор

служба дезинфекции бровары служба дезинфекции в броварах уничтожение клопов бровары