Мордовская легенда о сотворении мира > Зубова Поляна (Республика Мордовия)


Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Древне-
мордовcкая
легенда
о сотворении
мира

Прапредки
мордовcкого
народа

I-IV века :
появление
древнемордовских
племён

Мордовия
в IV-IX веках :
времена Тюшти

Мордовия
в XI-XII веках :
лавирование между
войной и миром

Мордовия
в XII-XIII веках :
инязор Пургас воюет
за Нижний Новгород

и сопротивляется
монголам

Мордовия
в XI
I-XIII веках :
инязор Пуреш воюет

с русскими и половцами
и покоряется монголам

Мордовия
в XI
V векe :
инязор Алабуга
воюет с Русью

Мордовия
в XI
V-XVI веках :
вхождение в состав
России

Мордовия
в XVI веке :
мордва участвует
в завоевании

Казанского
ханства

Мордовия
в
XVII веке :
князь Баюш
громит степняков

Мордовия
в XVII веке :
мордовские воины
помогают Минину и
Пожарскому

Мордовия
в XVI-XVII веках :
пограничная служба мордвы в "диком поле"

Крещение
мордвы

Краткая
история
зубовополянской
земли

 

 

"ОДНАЖДЫ  ЧАМ-ПАЗ  СОТВОРИЛ  ПТИЦУ..."
или

Как древние предки мордвы представляли себе сотворение мира

Так мордовские ремесленники изображали человека (фрагменты резьбы на парях).

Что может быть общего меж-ду, мифом и легендой с их не-удержимым полетом фанта-зии, и приземленностью обыч-ных вещей, домашней утвари, построек, словом, всего того, что  нас  окружает,  а  когда-то

окружало и наших предков ? История. Легенды и мифы рассказывают нам о том, что чувствовали  люди из далекого прошлого, о чем думали и мечтали. А вещи, найденные археологами, поведают о том, как они жили.

В старой мордовской песне повествуется о начале начал, истоках, сути жизни :

Земля появилась — обычай появился,
Без обычаев на земле не проживешь,
Без обычаев на земле жить не будешь.
Вся жизнь людьми делается,
Все обычаи людьми устанавливаются...

В этих словах воплощена народная мудрость, осознание того, что традиция, обы-чай — основа жизни. Кажется, что так было испокон веков. Но мысль эта не всегда являлась верной. Ведь было время, когда все только-только начиналось. И об этом времени поведал нам миф.

Когда-то во вселенной никого и ничего не было. Хаос царил в мире. И был в это время владыкой вселенной могучий Чам-паз. И создал он воды, но было это безбрежное море мёртвым. В тоске скитался могучий Чам-паз по этому безжиз-ненному миру, ещё не ведал он своей силы, не знал, что каждое его действие мо-жет стать творением нового. Но однажды сотворил он Птицу, большую Птицу, Великую Птицу :

Красивы ее ноги, светится оперенье,
Белая пороша — грудка,
Денежные знаки — спинка,
Медная труба — шейка,
Острое золотое шило — клювик,
Ножницы — хвост.
Птица крыльями махнула — улетела.

И повелел Чам-паз Птице нырнуть на дно мирового океана, достать кусочек ила. И исполнила Птица волю Чам-паза, и сотворил Чам-паз из кусочка ила землю. Тонкая-тонкая она получилась, идёшь, и качается. Второй раз нырнула Птица на дно, еще раз достала кусочек ила. Сделал из него Чам-паз высокие го-ры. Укрепилась земля на спинах трех рыб. Первой рыбе имя севрюга, а второй имя — белуга, имя третьей рыбы — осётр.

Земля зародилась —
Обычаи появились.
На свет что первым родилось ?
На свет что вначале появилось?
Первым родилось солнце,
Второй появилась луна.

Сотворил Чам-паз и небо, а звезды, как камни, были внизу. Чам-паз собрал их, рассеял по небу так, что получился Млечный Путь. Теперь по нему сверяют свой полет птицы. И тянется этот птичий путь вокруг света. Так земля и небо возникли. На только что созданной земле выросло Великое Дерево — могучий Дуб.

Во всю ширь земли толщина его,
До небес вырос,
Небо верхушкой достал.
Солнце, луну заслоняет ветвями,
Светлый день закрывает листьями.

На то Великое Дерево села Великая Птица. Три яичка она снесла, три птенчи-ка она вывела, три птенчика она высидела. Первый птенец — кукушонок, второй птенец — жаворонок, третий птенец Великой Птицы — соловей. Соловей по-летел в кусты, в большой ивняк, кукушка полетела в лес, на большое дерево, жа-воронок полетел в большое поле, в хлеба.

Чам-паз породил двух богов. Первоначально своего антипода — Идемевсь. И вобрал тот в себя зло мировое, воплотил силы темные. Проклял его Чам-паз и изгнал на дно морское, в преисподню, чтобы палил его огонь на веки веков.

Породил Чам-паз и мать-богиню — Анге-патяй. Вобрала она в себя добро ми-ра, его светлую сторону.

Трёх богинь, трех сестер породила Великая Птица. Хозяйку воды — Ведь-аву, хозяйку леса — Вирь-аву, хозяйку поля — Норов-аву. Поселилась шёлковолосая Ведь-ава в озерах и реках, в глубоких местах, а Вирь-ава в лесу освоилась. Норов-ава в поле затерялась, в хлебах.

Родились и другие боги. Поселились они на земле. Земля в ту пору была обиль-ной : леса, реки, птицы, звери.

Покровительствовала им Анге-патяй. Вначале она повелела, чтобы рождались детеныши ежедневно. Но вскоре земля переполнилась живыми существами, и взмолились они, жалуясь на тесноту. Послушала их мать-богиня, и с тех пор рас-тения, птицы и звери, рыбы только раз в год дают потомство.

Плодородной была земля и густозаселенной, не было только людей. Шел Чам-паз по лесу, увидел пенёк, говорит ему : «Кто там ?» Отвечает пенёк : «Я». Чам-паз попросил : «Принеси воды». Пенёк ответил: «Не могу ни ходить я, ни брать». — «А ты попробуй»,— говорит могучий владыка. Стал пенёк шевелить-ся, появились у него руки и ноги, протёр он глаза, видеть стал. Принёс он воды Чам-пазу. Так возник первый человек. А вскоре людей стало много. Появились народы, племена.

Такова мифологическая версия происхождения мордовского народа, которую в своё время представил известный этнограф XIX века П. И. Мельников, и ко-торая имеет своих сторонников и среди современных мордовских учёных, на-пример, В. Юрченкова.

Другие же придерживаются иной модели, иного мифа. Например, видный со-временный учёный  Н. Ф. Мокшин считает, что :

«Творцом мира мордва считала своего верховного бога Шкая (Нишке). Она полагала, что первоначально на свете ничего не было, кроме воды, из которой Шкай создал землю и всё произрастающее на ней. Антиподом Шкая предстает Идемевсь (в облике утки, совы, летучей мыши и др.). В мордовских мифах дер-жателями земли выступают большие речные осетровые рыбы (севрюга, белуга, осётр), живущие в реке Волге, божеством-покровительницей которой считалась Равава (э., м. Рав Волга).

По мифологическим воззрениям мордвы, земля четырехугольна, в каждом из уг-лов стоит серебряный столб. Столбы эти «друг с другом не встречаются, друг с другом не видятся». В этой связи большой интерес представляет миф «Земля ро-дилась — обычай родился». Начало : «Земля родилась — обычай родился, на зем-ле родилась зеленая трава, как посмотрел Нишкепаз, земля-матушка разукра-силась, ещё раз дал на землю чёрного леса, темного леса, смотрит Нишкепаз на землю, земля-матушка разукрасилась, затем Нишкепаз думал-думал, некому ле-са рубить, некому луга косить, несобранным лес гниет, нескошенной трава ва-лится; смотрит Нишкепаз, сам думает, дам я землю человеческую душу, чело-веческий род, сначала выпущу эрзянский народ, сначала выпущу эрзянский язык, эрзянский обычай.

Выпустил Нишкепаз эрзянский народ, этот народ сильно вырос-увеличился, на семь сел они размножились, жили-жили семь сел эрзян и начали эрзяне драться, начали эрзяне ругаться. Из-за чего они дерутся-ругаются ? Из-за земли они де-рутся и ругаются, еще дерутся эрзяне от того, что не могут разделить между собой лес, не могут скосить луга ...». Далее в мифе говорится о том, как эрзяне избирали себе инязора, который поделил между ними леса и луга ...»

Таковы мифы, таковы были представления древнемордовского народа о проис-хождении окружающего мира и своём месте в нём.  А как обстояло дело на са-мом деле ? Как возник, формировался и развивался мордовский этнос ? Далее ...

По материалам В. Юрченков, Н. Мокшина

 

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор

Логістичні ланцюги