Этнографические заметки о мордве > Зубова Поляна (Мордовия)

Беление холста. Село Кажлодка Беднодемьяновского уезда. 1920-е гг.

Р. Пантелеевский

Этнографические заметки о мордве

(статья 1847 г.)

"Мордва — народ, живущий ныне поблизости рек Оки и Волги, в губерниях : Казанской, Симбирской, Оренбургской, Ниже-городской, Саратовской, Пензенской, в уездах последней — Саранском, Городищенском, Инсарском, Нижнеломовском, Красно-слободском, Наровчатском, Керенском, Чембарском.

Мордва разделяется на два главных поколения : мокшан и эрзян. Находят еще и третьи — каратаи, но их мало, только в не-скольких казанских деревнях. Наречие мордвы, как и сами они, имеет начало от финнов. Эрзянское и мокшанское наречия совершенно не сходны между собою и как бы составляют два особенных наречия, однако ж они свободно понимают друг друга.
Наружный вид мордвы. У мордвы волосы большею частью русые и прямые, бороды редкие, лица сухощавые. Мокшане любят жить в привольных к лесному пчеловодству, звероловству и птицеводству местах и преимущественно в этом состоит их глав-ное занятие.

Одеяние мокшан. Одежда женского пола с ног до головы из белого холста. Длинная узкая рубашка (панар), вышитая угольни-ками, крестами и разными фигурами из шерстяной, разного цвета пряжи, заменяет и сорочку, и верхнее платье. Эта вышивная работа дорого стоит для мокшан. Один панар девица непременно должна вышивать целый год. (До замужества она вышивает обыкновенно пять или шесть вариантов.)

Полный и пышный наряд мокшанки состоит из множества украшений : около пояса висят вышитые из шерстяной пряжи ши-рокой перевязки бахромки и кисточки. Шею и плечи покрывает решетчато сделанный из корольков и из разного крупного би-сера пронизок... На всех пальцах мордовки носят перстни и кольца, на руки надевают по два или три браслета. Убор на голове у женщин обыкновенно из вышивки, кокошник (панга) с убранною разными ленточками и блестками висящею назад, в четверть ширины и длины отвескою <...>

Нравы и обычаи мокшан. У мокшан существует еще доселе древний обычай, мольбища или моляны в день праздника Святой Троицы. Раньше этот праздник назывался Кереметный, был отправляем с большим торжеством. Полевой праздник у мокшан был известен под названием Веле Озкс. Мокшане особенно почитают Святителя Николая, его почитали они и в язычестве и называли его Николай Паз.

Свадебные обряды. Отличаются от русских. А именно : накрывают новобрачную большой холстяной простыней, вышитой крестами и четырехугольниками, и под этим брачным покрывалом ведут в дом. При встрече их на крыльце или в воротах мать новобрачного кропит их через веник водой. Дружка в известное время дает новобрачной имена : Тязей, Мазей, Пазей и др. Сими именами называют только семейные, а посторонние всегда и везде называют русскими именами.

Во все продолжение пира новобрачные, сколько бы гостей ни было, при первом подносе пива или вина непременно должны кланяться в ноги, пока не выпито будет предложенное. <...> Поют разные мордовские песни.

Обычаи при погребении и поминовении умерших. Нередко можно видеть, как женщины или девицы, близкие родственницы умершего, при погребении до крови оцарапливали себе лица. Этот обычай служит символом крайнего сожаления и сильной печали.

Во время поминовения на могилы приносят яства. Роют ямку и кладут туда кушанья, табак, еще привозят одежду умершего, над ней плачут. В 40-й день наряжают старика, а если умерла женщина, то старуху, в новую одежду, в которой ходил умерший — будто пришел он с того света и рассказывает о своей жизни...

Объезд кругом села с сохою. Весной, когда земля сделается удобной к пашне, имеют обыкновение объезжать кругом села бразду сохою. Собираются 15-20 девиц и с ними престарелая женщина, берут с собою кошку или петуха и в полночь совершает-ся объезд. Делается это для отклонения скотского падежа, ибо они никогда до времени объезда не выгоняют скот на паству."

Опубликовано : Пантелеевский Р.П. "Этнографические заметки о мордве".
Пенз. губ. ведомости. 1847. № 24, 25.

Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX веков

На первую страницу