Быт мордвы села Живайкина > Зубова Поляна (Мордовия)

Юртава — божество домашнего очага.
Рисунок Н. Макушкина.

Ф. Бутузов

Изъ быта мордвы села Живайкина Карсунскаго уезда Симбирской губернии

(статья 1893 г.)

"Рассказов о том, кто видал Ведь-аву, много; говорят, в каждой речке есть своя Ведь-ава и Ведь-атя, и многие были у них в гостях. Мельники, когда устраивают мельницу, бросают в воду животных и обещают Ведь-аве человеческую голову... а также бросают в воду чью-нибудь украденную шапку и говорят : «Вот тебе человеческая голова». Бабы, которые не родят, ходят на речку прощаться и говорят : «Ведь-ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и поэтому не рожу детей». Мест-ная мордва говорит, что Ведь-ава ворует новорожденных детей; бывают от Ведь-авы «притки» и ходят к ней больные с подар-ками прощаться. В старину Ведь-аве бывали особые моляны, куда собирались мужчины и женщины, молодые и старые. На этих молянах молились Ведь-аве и просили ее послать дождик, рост хлебу, дать людям детей (это делалось ночью). Девушки, желающие выйти замуж, или парни, желавшие жениться, бросали в воду венок.

В каждом большом лесу живут своя Вирь-ава и Вирь-атя. У Вирь-авы есть дети, и многие видели их, а живут они везде. В ста-рину Вирь-авы людей, которые попадались к ним, щекотили и даже съедали; также рассказывают, что Вирь-авы приходили к бабам повитухой; носили ей в леса яиц, блинов, чтобы она не хватала ребят, когда придут за грибами, за ягодами. Бабы, у которых не родились дети, посылали в лес Вирь-аве подарков. Она ловила в лесу лошадей и ездила на них.

Варм-ава есть ветряная старушка. Когда начинается сильный вихрь, то просят Варм-аву, чтобы она остановила его. Когда в вихрь, который крутит пыль, бросают нож, вихрь перестает. Когда ветер дует тихо и слышится тихий свист, говорят : "Варм-ава детей зовет". Бросают в ветер яйцо болтуна и просят Варм-аву поберечь их от огня; а во время пожара Варм-аве бросают первое яблоко, сорванное в Преображение, чтобы она воротилась. Рассказывают, что вихрь захватывает и уносит людей, осо-бенно женщин; говорят, что нехорошо кормить скотину сеном, которое разметает вихрь, шить рубашки из холста, который при-подняло ветром (хворь будет).

Местная мордва поминает Пакся-аву (полевую старуху) и говорят, что у каждой деревни в поле живет своя; рассказывают также, что Пакся-ава бережет свое поле от чужой Пакся-авы и бывают меж ними драки; когда чужая одолевает, в поле бывает неурожай. Жнецы перед началом жатвы и когда садятся обедать, зовут с собой есть Кузьму-Демьяна. Когда начинают пахать, зарывают в землю яйцо и просфору.

Хозяева пчельников поминают Нешке-паза. В каждом пчельнике есть свой Нешке-паз, и живет он в одном из ульев. Когда ломают мед, наливают чашечку сыты, ставят около пеньков и зовут его попить.

Домового и домовую называют Юртонь-кирди, а живет он под печкой. При переходе в новый дом хозяин ходит ночью на ста-рое жилье и зовет Юртонь-кирди с собой в новый дом словами : «Юртонь-кирди, Юрт-ава, Юртонь-кирди, Юрт-ава, пойдем с нами в новый дом». Есть поверье, когда на крыше дерутся кошки, что это не кошки дерутся, а свой домовой с чужим. Сын, ко-торый отходит, отделяется от отца и заводит свое хозяйство, зовет этого же домового. Человек, который отделяется, призывая в свой новый дом домового, говорит : «Дедушка домовой, не оставь нас, пойдем с нами жить : хочешь на лошади, хочешь пеш-ком». *

Были молитвы (у чуваш и в настоящее время) под названием кереметь, на которых молились Мастор-пазу. Молян такой устраивался в лесу; посреди него стоял стол. В старину были особые молитвенные рощи, загороженные заборами.

Велень-паз есть нечто вроде домового".

Опубликовано : (Ф. Бутузов. Изъ быта мордвы села Живайкина Жадовской волости,
Карсунскаго у. Симбирской губ. Известия ОАИЭ при Казанском университете. Казань, 1893. Т. XI. Вып. 5. С. 486 - 487.)

__________________________________________________________

* Сравните эти обычаи с аналогичными языческими обычаями русского народа. Вот что пишет о них академик Б. А. Рыбаков : "Вселение семьи в новопостроенную избу сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого подпечья в новое. Домового зазывали и приглашали : «Домовой, домовой ! Пойдем со мной !» Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал : «Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой и матушка дворовая со всем семейством, пойдемте к нам на новое жилище с нами жить !» Домового переносили в горшке с жаром из старой печи на хлебной лопате". (Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян») примечание автора сайта.

Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX веков

На первую страницу