Фото Юрия Казеева, Тольятти. Прислано на сайт в январе 2008 г.
Храм Рождества Христова в Покассах. Памятник архитектуры деревянного зодчества
XIX в.
До конца XIX века Покассы считались деревней.
Но в 1878 году покассцы решились на храмовое зодчество, был утверждён приход, и
деревня сменила статус
— стала селом.
На возведение первого деревянного
храма часть средств выделил Святой Синод. В 1880 году строительство, которое
велось под руководством о. Исая, выходца из
с. Кириллова Земетчинского района Пензенской
области, завершилось, и храм был освящен в честь Рождест-ва Христова. Он стал
летним. В 1885 году закончилось возведение второго храма, зимнего, освященного
во имя свт. Николая, архиепископа Мирликийского. В начале ХХ века приход
составляли около 1000 человек (в 1914 году лиц мужского пола в селе было 617,
женского — 603). С 1893 года при церкви стала действовать смешан-ная
церковно-приходская
школа.
В селе имелись и
раскольники-беглопоповцы, но их было не более 20 человек, они
считались новопоселенца-ми.
В советское время в 1930-х годах Никольский храм был уничтожен — сначала по
повсеместно распространён-ному сценарию в нём сделали склад, а потом совершенно
разобрали (но материал использовали с пользой — из него построили школу,
которую можно увидеть на одной из следующих страниц). Христо-Рождественский храм
каким-то чудом остался не разрушенным в предшествующие годы гонения на религию (можно
предположить, что причиной его сохранения является место его расположения — Покассы находятся в низине, не видимой с больших проезжих дорог, поэтому
он "не мозолил глаза" коммунистическим идеологам и
начальникам). После 10 лет запустения храм был возвращен верующим в годы Великой
Отечественной войны.
До нового поворота российской истории и нового отношения властей к религии
в него многие годы приходили на отправление религиозных
обрядов жители окружающих поселений, церкви в которых были снесены.
Престольный праздник в Покассах —
Рождество. В былые времена на Рождество вся деревня гуляла неделю.
Священнослужители часто сами назначали каждому селу престольные праздники :
этому селу — Рождество, то-му — Троица и т. д. Чтобы гуляли не все сразу, а по
очереди...
В настоящее время Христо-Рождественская церковь считается подворьем
Покрово-Селищенского Свято-Варсо-нофиевского женского монастыря.
На предыдущую страницу На следующую страницу
На страницу Виды поселений района